Новости митрополии

Епископ Феофан совершил освящение Покровского храма в п. Октябрьский 4606

12 октября 2018г.
Автор: Пресс-служба Волжской епархии

11 октября епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил чин освящения новопостроенного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Октябрьский Моркинского района. Затем архипастырь возглавил Божественную литургию.

Освящение храма носит название «обновления», потому что чрез освящение храм из обыкновенного здания делается святым, а потому совершенно иным, новым. По правилам Православной Церкви освящение храма должен совершать архиерей. Освящение храма, совершаемое архиереем, есть самое торжественное, оно называется великим.

По церковному уставу, освящение храма не должно совершаться в тот самый день, в который празднуется память события, во имя которого сооружена церковь. Освящение совершается до храмового праздника. Поскольку храм в поселке Октябрьский назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, то освящение прошло 11 октября, за три дня до престольного праздника.

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане. Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

В день освящения храма священнослужители облачаются во все священные одежды, а сверху надевают белые защитные запоны (передники). Чин освящения храма заключает в себе: устройство престола, омовение и помазание его, облачение престола и жертвенника, освящение стен храма. Архиерей, благословив своих сослужителей, окропляет святой водой столпы престола и углы его поливает крестообразно кипящим воскомастихом, а священники дуновением уст охлаждают его. Воскомастих — состав из воска, мастики, толченого мрамора, росного ладана и других благовонных веществ, служа вместе с гвоздями средством для прикрепления доски престола, в то же время знаменует те ароматы, которыми помазано было тело Спасителя, снятое со Креста.

После краткой молитвы о том, чтобы Господь сподобил неосужденно совершить освящение храма, архиерей окропляет святой водой верхнюю доску престола с обеих сторон ее, и она полагается на престольных столпах. Потом архиерей окропляет четыре гвоздя и, вложив их в углы престола, с помощью священнослужителей закрепляет доску на престольных столпах камнями.

После этого впервые открываются Царские врата, до сих пор закрытые, и архиерей, обратясь лицом к народу, вместе с верующими читает у Царских врат пространную молитву, в которой просит Господа ниспослать Пресвятого Духа и освятить храм и жертвенник сей, чтобы бескровные Жертвы, возносимые на нем, были приняты в небесный жертвенник и низвели бы оттуда на нас Божию благодать.

После молитвы Царские врата опять затворяются и возглашается великая ектения с приложением прошений об освящении храма и жертвенника.

Престол дважды омывается: в первый раз теплой водой с мылом, а во второй раз — розовой водой, смешанной с красным вином. Тому и другому омовению предшествует тайная молитва архиерея над водой и вином о ниспослании на них благословения Иорданова и благодати Святого Духа к освящению и совершению жертвенника. При омовении престола водой поется 83-й псалом, а после омовения престол отирается полотенцами. Вторичное омовение престола состоит в крестовидном возливании на него красного вина, смешанного с розовой (родостамну). При этом архиерей говорит слова 50-го псалма: «Окропиши мя иссопом и очищуся: омыеши мя и паче снега убелюся», а после третьего возливания читаются остальные стихи до конца псалма. Священники растирают родостамну, втирая ее руками в верхнюю доску престола, затем каждый священник губкой вытирает престол.

После омовения архиерей с благословением имени Божия приступает к таинственному помазанию престола святым миром. Сначала он изображает миром три креста на поверхности: один посередине, а другие два — по обе стороны ее, означая те места, где во время Литургии должны стоять Святое Евангелие, дискос и чаша. Потом изображает по три креста на каждой стороне столпов престола и на ребрах. На антиминсе изображает святым миром три креста. При этом диакон на каждое помазание возглашает: «Вонмем», а архиерей трижды произносит: «Аллилуиа». Хор в это время поет псалом: «Се что добро или что красно». После миропомазания престола архиерей возглашает: «Слава Тебе, Святая Троице, Боже наш, во веки веков!»

После помазания миром престол облачается в одежды, окропленные святой водой. Так как престол знаменует гроб Христов и Престол Царя Небесного, то на него и возлагается две одежды: нижняя — «срачица» (в переводе на современный язык – сорочка) и верхняя — «индития». Надев на престол нижнюю одежду, священнослужители троекратно опоясуют престол веревкой так, что на каждой стороне его образуется крест. Потом освящается верхняя одежда престола (индития), и ею облачается престол при пении 92-го псалма: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», затем на престол возлагают после окропления святой водой илитон, антиминс, Евангелие, крест.

После освящения престола освящается и весь храм каждением, молитвой, кроплением святой водой и миропомазанием крестообразно стен, сперва над горним местом, потом над вратами — западными, южными и северными.

Затем все присутствующие совершают крестный ход. По его совершении у западных врат храма архиерей со священниками ставит дискос с мощами на уготованном столе, поклоняется им, осеняет священников, стоящих с Евангелием и иконами за столом пред дверями, обратившихся лицом на запад, и вслед за возгласом: «Благословен еси, Христе Боже наш», восклицает: «Возьмите врата, князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». Певцы внутри храма поют: «Кто есть сей Царь славы?» Архиерей, по каждении святыни, снова повторяет эти слова и певцы опять поют те же слова. Тогда архиерей, сняв митру, читает вслух молитву, в которой просит Господа утвердить освящаемый храм непоколебимо до скончания века для принесения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. Затем, при главопреклонении всех, читает тайно молитву входа, которая читается на Литургии при входе с Евангелием.

После освящения храма сразу же читаются часы и совершается Божественная литургия.

В чине освящения храма и чине Божественной литургии епископу Феофану сослужили: протоиерей Николай Чузаев — настоятель храма Рождества Христова села Арино, протоиерей Леонтий Очетов — настоятель храма Богоявления Господня поселка Морки, иерей Матфей Сапаев — клирик храма Иоанна Кронштадтского города Волжска, иерей Сергий Петров — настоятель храма Святой Троицы села Помары, иерей Игорь Сапаев — настоятель храма Святой Троицы села Сотнур, иерей Евгений Шамаев — настоятель храма иконы Божией Матери "Казанская" села Шиньша и диакон Иоанн Захаров — клирик Никольского кафедрального собора города Волжска.

На богослужении присутствовали жители и гости поселка, небольшой храм не вместил всех молящихся.

По окончании Литургии епископ Феофан обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором напомнил верующим историю праздника Покрова Пресвятой Богородицы, призвал на всех Божие благословение, пожелав мира и благодати от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

«... Надеюсь, что все мы сегодня, придя в храм помолиться и почтить Пресвятую Богородицу, получим от Господа просимое и прощение согрешений. Покров Пресвятой Богородицы да пребудет со всеми нами во все дни нашей жизни!»

Владыка поздравил причастившихся Святых Христовых Тайн и пожелал, чтобы каждый раз, приходя в храм Божий, искренне каялись в своих грехах, оставив греховную, начали новую жизнь и с чистой душой подходили к Чаше с Причастием, приняв Тело и Кровь Христову во оставление грехов и в жизнь вечную!

Юные прихожане подготовили и показали всем небольшое выступление с песнями и стихами.



Теги: Все новости раздела »



Новости по теме

23 ноября 2020г.
22 ноября, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.
19 ноября 2020г.
В Волжской епархии в число победителей вошли два педагога – Наталья Галинова из Волжска и Людмила Томцева из с. Большие Параты.
12 марта 2020г.
8 марта, в Неделю первую Великого поста, праздник Торжества Православия, епископ Волжский и Сернурский Феофан возглавил Божественную литургию в Никольском соборе г. Волжска.