Новости митрополии

Первое воскресенье Великого поста – Торжество Православия 2461

12 марта 2022г.
Автор: Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии

Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи.

Торжество Православия было установлено в Греции в IX веке в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам.

Церковь Божия подверглась гонению даже большему, чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молитвенно обращаться к ним перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 год), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века иконопочитатели были освобождены из темниц и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»

Патриарх Константинопольский Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Иконопочитание было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля (3 марта). Перед Божественной литургией в этот день состоялась торжественная процессия с иконами по улицам Константинополя. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. Начинается он с изнесения духовенством святых икон из алтаря для почитания верующими.

В XII и XIV веках эта служба была дополнена за счет включения текстов, изображающих главные догматы христианства. Таким образом, этот чин представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии.

Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью: перечисляются различные лжеучения и ереси, как древние, так и современные. Предание анафеме не является проклятием, не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята, и человек вновь принят в лоно Православной Церкви. Может быть она снята и после смерти - в таком случае восстанавливается церковное поминовение усопшего.

Митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн в первое воскресенье Великого поста совершит Божественную литургию и чин Торжества Православия в Благовещенском кафедральном соборе.