Новости митрополии

Богослужения епископа Феофана в Неделю 4-ю по Пятидесятнице 1167

12 июля 2022г.
Автор: Пресс-служба Волжской епархии

10 июля, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе г. Волжска. Накануне владыка возглавил здесь же всенощное бдение.

Его Преосвященству сослужили клирики собора иереи Александр Усков, Сергий Першаков, Андрей Легостаев, Димитрий Карпетченко и диакон Иоанн Захаров. Песнопения исполнял архиерейский хор под управлением Тимофея Протасова.

В проповеди после Литургии владыка Феофан разъяснил духовный смысл евангельского зачала о том, как Иисус Христос исцелил слугу сотника, римского офицера-язычника.

«Сотник был наслышан о чудесах, которые сотворил Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни – об исцелении больных и воскрешении мертвых. И он, без всякого сомнения, попросил, чтобы Спаситель исцелил его слугу. Господь хотел прийти к нему в дом, чтобы коснуться слуги и исцелить его, но сотник попросил сказать лишь слово об исцелении.

Сотник говорил: «ибо и я имею власть и говорю воину – и он идет, говорю слуге – и он делает…» И Господь наш Иисус Христос, похваляя веру сотника-язычника, который уверовал в силу Божию, исходящую от Спасителя, сказал, что в Царстве Небесном, вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом возлягут люди, пришедшие от Востока и Запада. А те, кого Господь благословил нести веру истинную, но не исполняет этого призвания, к сожалению, будут изгнаны во тьму кромешную.

Кого же подразумевал Спаситель под праведниками лицемерными? Он подразумевал фарисеев, которые лишь внешне соблюдали обрядовую сторону закона, но в сердце своем далеко отстояли от истины, ибо устами они проповедовали одно, а в жизни совершали противоположное. О какой же праведности говорит Спаситель, когда подразумевает людей, пришедших от востока и запада? Он говорит о внутренней вере, которая подтверждается всей жизнью человека, его внутренним убеждением, его словами и делами и образом жизни.

Когда же люди лишь внешне соблюдают обряды, стараются выглядеть перед другими благочестиво, но в сердце своем далеки от желания исполнить волю Божию, то это называется «свобода от праведной жизни». А также есть «свобода от греха». Какую же свободу выберем мы с вами, дорогие братья и сестры?

Желание жить праведной жизнью так, чтобы праведность была и перед Богом и перед ближними, – вот внутреннее основание для того, чтобы, шествуя по земному пути, возлюбить правду Божию и желать быть свободными от греха. Итак, «свобода от греха» – это любовь к праведной жизни. А «свобода от праведной жизни» – это та свобода, которая в миру, к сожалению, очень часто проповедуется как нечто невинное и даже защищается законом. Свобода от праведной жизни – это свобода жить по страстям своим, когда враг человеческого рода толкает на грех людей, живущих в миру. А люди, не знающие истинного Бога, далекие от представления о праведной жизни, к сожалению, живут по страстям, возлюбив грех. И такая жизнь, по слову апостола Павла, является духовной смертью.

Но жизнь по заповедям Божиим, по праведному образу жизни, являет душе человека жизнь вечную. Постараемся, дорогие братья и сестры, возлюбить заповеди и правду Божию, чтобы идти праведным путем по своей праведной жизни и предстать перед Богом с добрым ответом. Чтобы у нас в душе была любовь к праведности и ненависть ко греху».

Также епископ Феофан напомнил собравшимся житие преподобного Амвросия Отптинского, а также Псково-Печерских святых, память которых Церковь празднует в этот день.