Место Братства святителя Гурия в деле просвещения марийского народа

Обращение исследователей к событиям в России в пореформенный период во многом объясняется переломным характером этой эпохи. В пореформенную эпоху в стране сформировалась достаточно широкая сеть культурно-просветительных учреждений, среди которых определенную роль занимали и православные церковные братства, выполнявшие прежде всего культурно-просветительскую роль на местах.

Во все времена в Православной Церкви было в чести проявление частной инициативы. Часто возникали организации среди верующих, которые создавали школы, открывали дома призрения и больницы при церквях и монастырях. В пореформенный период деятельность православных организаций была официально признана и разрешена: священники вместе с прихожанами могли активно заниматься просветительской работой.

Такое оживление приходской жизни наблюдалось не только в центре, но и на местах. Поволжье не было исключением. В 1867 году в Казани было учреждено православное общество — Братство святителя Гурия, которое развернуло активную просветительскую деятельность среди народов Поволжья. Основной задачей Братства его учредители считали утверждение Православия среди местного населения. Ближайшей целью для Братства было остановить отпадение в мусульманство крещенных инородцев, просветить их и укрепить в православной вере.

В миссионерском плане Казанская епархия была очень трудной: большинство населения исповедовало ислам или придерживалось языческих верований. Православие в крае распространялось с трудом до середины ХIХ века. Причины неудач распространения христианства в Казанской епархии были следующие: 1) русские миряне не служили положительным примером для инородцев, так как сами не были истинными православными — оказывали непослушание духовным властям, неуважение к служителям Церкви и к священным предметам; 2) трудно было найти миссионеров по призванию, поэтому редки были церковные поучения; 3) отношение духовенства и мирян к инородцам было зачастую негативным — своим пренебрежением и враждебным настроением они нередко отталкивали их от себя. “Не сами ли мы виноваты в том, что они, крещеные, оставались как бы некрещеными? — восклицал П.Д. Шестаков на торжественном заседании в день открытия Братства святителя Гурия. — Время, время всем нам, людям духовного и светского чина, соединиться, и в духе христианского единомыслия и братолюбия, под сенью хоругвий святого просветителя казанской страны, с благословения нашего преосвященного архипастыря, пойти по пути, предначертанному святителем Гурием, и на первых порах ограничиться заботами о братьях наших, крещеных инородцах. Относительно же некрещеных достаточно пока меры ограждения от иноверной пропаганды”1.

Таким образом, процесс сохранения и распространения Православия среди населения Казанской епархии возобновлялся с учреждением православного Братства святителя Гурия. Для активных действий сил духовенства было недостаточно, поэтому только в союзе с деятелями образования и покровителями просвещения возможна была успешная миссионерская деятельность, которая должна была укрепить Православную Церковь в крае и российскую государственность.

Поставив перед собой задачу утверждения православной веры через учреждение инородческих школ, Братство святителя Гурия стало активно распространять идею создания инородческих школ по типу Казанской крещено-татарской школы, открытой Н. Ильминским и В. Тимофеевым в 1864 году. В 1867 г. эта школа выпустила первых своих учеников (4 мальчиков и девочку), которые и стали учителями Братских школ. По замечаниям современников, маленькие братские школы были как бы колониями Казанской крещено-татарской школы, являвшейся центральной школой.

На первом своем заседании, 11 октября 1867 г., Братство приступило к конкретным делам по устройству школ. Первой школой, открытой Братством в Марийском крае, стала горномарийская школа в селе Петнуры Козьмодемьянского уезда. Совет Братства обязался выделять “ежемесячно по 10 рублей серебром, предоставляя эту сумму в распоряжение братчика г. Износкова, который принимает также участие в открытии черемисской школы и от себя назначает для учителя по 3 рубля в месяц”2.

Инспектор чувашских школ Н. Золотницкий тогда же, 11 октября 1867 г., поднял вопрос о необходимости издать учебник “Упрощенный способ обучения чтению черемисских детей горного населения”, который был составлен причетником Иваном Кедровым. Совет постановил: “Издать на средства Братства этот учебник, обозначив на книге “Издание Братства святителя Гурия”3. Этот учебник был издан тиражом в 1200 экземпляров (издание обошлось Братству в 16 руб. 81 коп.)4. По распоряжению Совета Братства половина тиража была передана братчику, мировому посреднику Л.А. Износкову, для раздачи учащимся в училищах и школах марийским детям; другая половина тиража была передана И. Кедрову. А Казанский губернский училищный совет допустил данный учебник к “употреблению в начальных училищах тех местностей, которые населены горными черемисами”5.

За 50 лет существования Братства святителя Гурия Переводческой комиссией было издано на марийском языке 114 книг. Для всех этих переводов были характерны системность, доступность, учет и сопоставление родной и русской речи, опора на живой разговорный язык. Соблюдение всех этих принципов позволило создать адекватную задачам инородческого просвещения учебно-методическую базу.

Учреждая школы, Братство святителя Гурия придерживалось не только христианско-воспитательного направления для детей, но и миссионерского, состоящего в “некотором влиянии их на развитие христианских понятий и сочувствия к христианству в старших поколениях инородцев”6. А учителя школ должны были быть не просто передатчиками детям элементарных знаний, но и “распространителями веры Христовой”7.

В школах Братства совершались и церковные службы, в которых непосредственное участие принимали учащиеся: они читали Св. Писание, пели в хоре, прислуживали в алтаре. В престольные праздники в школы на торжественные службы приходили крестьяне из ближайших деревень.

Братство открывало свои школы там, где не было ни земских, ни министерских. Современники сравнивали эти школы с “островками”, на которых дети могли получать элементарные знания посредством использования родного языка и сохранять элементы традиционной культуры. Братские школы были в 2–3 раза дешевле церковно-приходских. Все эти школы действовали в одном направлении; поэтому выпускники братских школ могли поступить в школы высшего типа, а затем и в Учительскую семинарию.

Унженская школа была единственной марийской женской школой, приближающейся к типу средних школ. В начале эта школа была двуклассным училищем. В 1902 г. в ней ввели пятый класс обучения, на котором учащиеся изучали русскую историю, географию, естествознание и черчение. В 1904 г. был открыт еще шестой класс с педагогическим уклоном, в котором преподавались “дидактика и марийский язык”8. Братство выделяло на содержание этой школы 260 рублей и 500 рублей на учащихся, а два школьных учителя получали зарплату по 100 рублей в год9. Преподавание в школе велось на высоком уровне. Так, из окончивших школу в 1900 году 10 выпускников получили звание учителя, а 7 было принято в учительскую семинарию10.

Очень часто в Братских школах работали энтузиасты своего дела. Оплата труда учителей была чрезвычайно низкой и составляла от 40 до 210 рублей в год11. А священники, преподававшие в школах, часто работали бесплатно. Именно благодаря Братству святителя Гурия, его переводческой деятельности, грамотным учителям и хорошим наставникам стало возможным введение богослужения на родных языках. Если на родных языках сначала исполнялись отдельные гимны, молитвы, то с 1883 года Синод официально разрешил проведение богослужения на родных языках. Священники отмечали, что инородцы часто становились более ревностными христианами, чем русские.

В целом же, исследователи указывают на тенденцию снижения количества марийских детей, обучавшихся в братских школах: 1867–1869 — 300 учеников, 1871–1877 — 935, 1886–1887 — 322, 1891–1892 — 175, 1902 — 115, 1905–1907 — 3512. Эти процессы были связаны с внутренним состоянием дел в Братстве святителя Гурия в данный период. И все же благодаря оригинальным методикам и труду учителей выпускники успешно сдавали вступительные экзамены в Казанскую учительскую семинарию. Сергей Чавайн и Игнатий Митюк прошли этот путь: из братской школы — в Учительскую семинарию.

Таким образом, в целом можно говорить о положительных результатах деятельности братских школ в Марийском крае. В этих школах признавалась значимость национального компонента школьного обучения и религиозного просвещения. Эти школы, строго выполнявшие основные принципы системы Н.И. Ильминского, оказывали влияние на новое отношение к нерусским народам как к равноправным субъектам цивилизационного процесса, имеющим свою самобытную историю, культуру и образ жизни.

Елена Леонидовна ВАХРАМЕЕВА
Аспирант кафедры региональной истории МарГУ


Примечания

1. Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869. С. 443–444. (вернуться к тексту)
2. Известия по Казанской епархии. 1867. С. 603. (вернуться к тексту)
4. Сборник документов… С. 412. (вернуться к тексту)
6. Известия… 1872. С. 262. (вернуться к тексту)
8. Трефилова А.Т. Очерки истории марийской начальной школы дореволюционного периода. Йошкар–Ола, 1957. С. 65. (вернуться к тексту)
9. Отчет о деятельности братства св. Гурия за XIX братский год. Казань, 1897. С. 41. (вернуться к тексту)
10. Известия… 1901. С. 159. (вернуться к тексту)
11. Бобровников Н. Школьная сеть Казанской губернии. Казань, 1905. (вернуться к тексту)
12. Трефилова А.Т. Указ. соч. С. 43. (вернуться к тексту)