Просветительская деятельность приходского духовенства Царевококшайского уезда в первой половине XIX в.

Одной из главных составляющих истории Церкви в Марийском крае является история приходского духовенства. Вопросы культурной и просветительской миссии приходского духовенства были в определенной мере затронуты в трудах А.Т. Трефиловой, В.А. Абрамова, П.А. Апакаева, однако специального исследования по данному вопросу нет. В данной публикации сделана попытка осветить проблему просветительской деятельности приходского духовенства и его роль в развитии школьного образования в отдельно взятом Царевококшайском уезде в контексте указов Синода и Казанской духовной консистории в 1-й половине XIX в.

Приходское духовенство с давних пор, в силу своих пастырских обязанностей служило делу просвещения прихожан и укрепления их в христианской вере. Еще Стоглавый Собор в XVI в. сделал распоряжение о том, что «не только духовенство, но и все православные христиане могут и должны отдавать своих детей в училища»1. Именно священнослужители брали на себя обязанность устроения, а часто и содержания таких приходских училищ. Что касается XIX в., то первые такие училища открываются в Марийском крае в 20-30 гг. Так, в городе Царевококшайске уездное училище было открыто в 1825 году, законоучителем был определен Симеон Иванович Помарский — благочинный г. Царевококшайска, настоятель Вознесенской церкви. Затем, с 24 июня 1835 г. — священник Воскресенского собора и присутствующий Царевококшайского духовного правления Иван Иванович Спасский, который исполнял эту должность до 1860 года. Еще в 1821 г. было открыто приходское училище в селе Морки. Надзирателем в нем был определен благочинный протоиерей Порфирий Иванович Кольвицкий, а учителем — Александр Александрович Морков, который в 1829 году «за ревностное прохождение учительской должности в Моркинском приходском училище был посвящен в дьяконы»2.

Необходимость развития сети приходских училищ подчеркивается в «Уставе гимназии и училищ уездных и приходских», изданном в 1829 г. В главе II, п. 5 сказано «приходские училища открывать повсюду, где есть средства, но учредители обязаны иметь при каждом законоучителя из священников»3, а 31 июля 1836 г. появляется указ Святейшего Синода о разрешении священникам и дьяконам обучать детей у себя или у других в домах без особого испытания, при условии, что они окончили богословское учение и прочие науки в семинарии4.

Обучение детей священнослужителями должно было способствовать укреплению православной веры, что подтверждается и Уставом духовных консисторий 1841 г. Здесь предписывалось епархиальному начальству располагать и поощрять приходское духовенство к заведению и поддержанию при церквах училищ в виде простом и приспособленном к народному быту, для обучения детей поселян чтению, письму, молитвам и основам катехизиса.

Следующее распоряжение по данному вопросу было связано с реформой Киселева 1837-1841 гг. Так, в указе Синода от 31 декабря 1842 года предписывалось епархиальным архиереям «дабы они, содействуя местным управлениям государственных имуществ всеми зависящими от них способами к открытию приходских училищ, заботились о выборе к училищам наставников самых благонадежных по образовательным и нравственным качествам»5, а благочинным вменялось обязанность наблюдать за приходскими училищами и сообщать епархиальному начальству о их состоянии по прошествии каждых 6 месяцев. Видимо, одним из последствий данного указа явилось открытие Мироносицкого приходского училища в 1843 г., с определением к нему наставником священника этого села Федора Ронгинского6. Как одну из попыток улучшить уровень преподавания в приходских школах можно рассматривать указ министра государственных имуществ 1844 года «о занятости священников-учителей исполнением церковных треб» и в связи с этим назначение им помощника из способных семинаристов, «причем принять за правило, чтобы штатное жалование сим помощникам было назначено только в тех училищах, где учащихся находится не менее 50 человек, в противном случае между священником и помощником делить пополам жалование»7. Данная практика широко распространяется лишь во второй половине XIX в. А по данным 1846 года, из 6 училищ Царевококшайского уезда лишь в одном — Моркинском училище учителем состоял семинарист, в остальных — священники сельских приходов8.

Наставники приходских училищ по окончании учебного года должны были представлять окружному начальнику и штатному смотрителю училищ ведомости о состоянии школ. Так, нами был обнаружен документ 1845 года о том, что такие ведомости не были вовремя доставлены наставниками Моркинского училища — священником Преображенским, Шиньшинского — священником Любимовым, и Сотнурского — священником Ефебовским9. Первый из вышеперечисленных священнослужителей в 1847 г. был уволен с должности наставника, так как, по мнению консистории, «не зарекомендовал себя усердием и деятельностью»10. Но в целом большинство священно- и церковнослужителей добросовестно и усердно исполняли свои наставнические и учительские обязанности, отдавали свои дома под училища, приобретали школьные принадлежности и всячески старались убедить прихожан отдавать детей в школу.

Особо нужно отметить открытие приходских училищ в «новокрещенных» приходах, где проживало в основном марийское население, хотя и крещеное, но не оставившее и своих языческих обрядов и верований. В указе казанского архиепископа Филарета об учреждении миссии Казанской губернии 1830 года говорилось о необходимости священникам убеждать отдавать детей для обучения грамоте и учить их «по азбуке и катехизису священникам безмездно»11. О существовании приходских училищ в «новокрещенных» марийских приходах мы узнаем из журнала миссионера — архимандрита Раифской пустыни Амвросия, посетившего в 1838 г. приходы сел Нурма, Цибикнур, Ронга, Кузнецово, Азаново и Сотнур. Из этих шести приходов в трех уже существовали приходские училища. Так, в селе Ронга обучались «мальчики старорусские крестьяне человек до двадцати»12, и предпринимались попытки к обучению «черемисских» детей, но безуспешно. В селе Сотнур в результате убеждений приходского священника обучались 8 мальчиков. В селе Нурма 18 мальчиков из черемис были согласны обучаться с началом нового учебного года13. Несмотря на активизацию миссионерской деятельности после 1830 г. прихожане «новокрещенных» приходов не спешили отдавать своих детей для обучения к священнику, подтверждением чего служит открытие лишь одного Шиньшинского училища в Царевококшайском уезде в период с 1838 по 1846 г. Должность учителя в нем исполнял священник Александр Любимов. Как гражданские, так и духовные власти неоднократно напоминали о необходимости открытия церковно-приходских школ в «инородческих» приходах. Так, в указе Синода 1844 года по предложению Казанского военного губернатора рекомендовалось в каждом приходе, где есть «новокрещенные», открывать приходскую школу для обучения детей русскому языку и Закону Божьему «дабы все новое поколение перешло через сии школы»14. Здесь же указывалось, что в Казанской губернии селений, где живут «новокрещенные» до одной тысячи, а училищ в них открыто только до сорока15, и подчеркивалось, что при таком числе данных школ нельзя достигнуть цели истинного обращения к христианству. Духовная консистория на основе этого указа предписывала всем священникам и дьяконам Казанской епархии, чтобы они завели при приходских церквах сельские бесплатные училища16.

Священнослужители Царевококшайского уезда, следуя предписаниям, также убеждали прихожан отдавать детей в школы. В 1850 году на запрос благочинного первого округа Царевококшайского уезда Василия Смирнова причтам сельских церквей, где и какие открыты вновь училища, причт села Цибикнур «расположил три семейства из всего прихода, которые отдали в домашнее обучение своих детей — три человека, которые поныне учатся в доме приходского священника»17. В дальнейшем, по мнению священника, их примеру должны были последовать и другие прихожане. А в селе Кельмаково церковнослужителям не удалось убедить прихожан отдать детей в училища. Прихожане отговаривались тем, что «малолетние дети, начиная с семилетнего возраста ... занимаются тканием циновок, доставляют им деньги, которыми единственно они уплачивают подати»18. Именно необходимые рабочие руки были причиной, по которой крестьяне не желали отдавать детей в школу. Кроме этого, была еще причина, указать которую прихожане не могли, но которая безусловно присутствовала в этот период, — это приверженность их к языческим верованиям, которые являлись «составной частью национальной культуры»19 марийской общности, и священникам приходилось это учитывать.

Таким образом, можно сказать, что первая половина XIX века являлась в Марийском крае начальным этапом формирования сети церковно-приходских школ и в Царевококшайском уезде к 1846 году было открыто лишь 6 приходских училищ. Несмотря на это, безусловно большой вклад в развитие образования этого периода внесли приходские церковнослужители, часть из которых являлась не только добрыми пастырями, но и просветителями-наставниками, законоучителями и учителями приходских училищ.

Светлана Михайловна ВАСИНА,
аспирант кафедры Отечественной истории МарГУ


Примечания

1. Стоглавый Собор // Православный собеседник 1860. Ч. 3. С. 7. (вернуться к тексту)
2. ГА РМЭ. Ф. 165. Д. 171. Л. 65. (вернуться к тексту)
3. Там же. Д. 154. Л. 272.  (вернуться к тексту)
4. Там же. Д. 198. Л. 624.  (вернуться к тексту)
5. Там же. Д. 248. Л. 272. (вернуться к тексту)
6. Там же. Д. 255. Л. 453.  (вернуться к тексту)
7. Там же. Д. 271. Л. 323. (вернуться к тексту)
8. История Марийского края в документах и материалах. Вып. 1. Йошкар-Ола, 1992. С. 497. (вернуться к тексту)
9. ГА РМЭ. Ф. 165. Оп. 1. Д. 276. Л. 364. (вернуться к тексту)
11. Там же. Д. 154. Л. 45.  (вернуться к тексту)
12. Там же. Д. 175. Л. 133. (вернуться к тексту)
13. Там же. Л. 153.  (вернуться к тексту)
14. Там же. Д. 307. Л. 113.  (вернуться к тексту)
16. ГА РМЭ. Ф. 80. Оп. 1. Д. 10. Л. 11. (вернуться к тексту)
19. Иванов А.Г. Всемарийское языческое моление 1827 года и действия властей // Археографический вестник. Вып. 8. Йошкар-Ола, 1998. С. 48. (вернуться к тексту)