Советское общество 30-50 годов ХХ века:
жизнь по принципам секты (к постановке проблемы)

Данное сообщение представляет собой попытку применения теоретических моделей, существующих в сектоведении и обществознании, к анализу развития советского общества 30-50 годов ХХ века. Чем же вызвано обращение к данной теме? В последние годы немалая часть населения России попала в различные секты. Предположим, что кроме духовных, социальных, экономических причин этого существуют еще и факторы исторические. А если допустить, что советское общество и секты имеют между собой некое сходство (во всяком случае, термин “тоталитарный” применяют как при характеристике советского государства, так и наиболее опасной разновидности сект), то станет понятно, почему люди, воспитанные в условиях тоталитарного строя и соответствующей ему идеологии, попадают в секты достаточно легко. Ведь переход из определенных условий жизни в подобные им всегда легче, нежели в противоположные, а добавление в сектах, по сравнению с атеистическим государством, религиозной составляющей делает складывающуюся систему взглядов еще более устойчивой.

В настоящее время издано немало книг по сектоведению1, многие историки, философы, социологи посвящают свои работы осмыслению тоталитаризма2. С точки зрения политологии, тоталитаризм — “режим государственной власти, ставящий целью взять под свой идеологический, политический, экономический контроль как общество в целом, так и его составные части”3. Тоталитарная секта в сектоведении определяется как авторитарная организация, пытающаяся для достижения своих целей поставить жизнь последователей под полный контроль, разрушительная по отношению к личности, обществу в целом — его культуре, традициям, нормам, сложившимся социальным структурам4. Очевидно, что как в том, так и в другом случае наблюдается стремление подавить личность, сделать людей придатком секты или государства.

Анализ литературы позволяет выделить целый ряд признаков, объединяющих между собой тоталитарные государства и секты. Рассмотрим их и попробуем проследить, как та или иная из этих особенностей проявилась в жизни советского общества 30-50-х годов ХХ века.

Как для сект, так и для тоталитарных государств характерно нетерпимое или снисходительно-пренебрежительное отношение к традиционной культуре. Намерение переделать старое общество и создать новое, в соответствии с постулатами марксистско-ленинской теории, было стимулом всех практических действий большевиков5. Процессы, происходившие в СССР в рассматриваемый период, можно обозначить термином “модернизация”. В своем классическом варианте (30-е годы) она включала в себя секуляризацию, индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию, урбанизацию, проводилась средствами власти и в интересах власти, представляла собой насильственный процесс6. Модернизационная модель не оставляла места для иных форм социального поведения, люди, не разделявшие коммунистических ценностей, считались врагами или, по меньшей мере, отсталыми элементами7. Традиционные институты и обычаи рассматривались как препятствия к развитию общества. Происходили гонения на Церковь, разрушение института семьи, реформы календаря и языка, в результате чего расшатывались привычные устои самосознания народа. Размывание шкалы культурных ценностей привело к разрушению социальной структуры8, нервировало массы, было чревато коллективной истерией9.

Создавшаяся в результате разрушения традиционной системы ценностей кризисная ситуация привела к мифологизации общественного сознания. Мифологическая сущность коммунистического строя выразилась в создании дублированной реальности, претендующей на статус первой и основной10. Эту “новую реальность” составлял целый ряд мифологем, многие из которых знакомы нам еще по школьным учебникам. Это — убеждение в возможности построения принципиально нового общества на основе социальной справедливости, равенства и свободы, представления о модернизации страны в форме догоняющего развития, о возможности переноса моделей общественного развития без учета культурных и исторических условий страны, о неуклонном прогрессе в развитии общества, создание “образа врага”, “культ личности” и многое другое11. Таким образом, тоталитарное государство, как и секта, характеризуется склонностью к мифологизации жизни, неадекватным восприятием реальности людьми, что приводит к ошибочным решениям в той или иной ситуации, дезориентирует общество.

Одним из самых очевидных проявлений мифологического сознания в СССР являлся культ личности. Претензии руководителя на “харизматическое” лидерство, провозглашение его особой мудрости и требование беспрекословного согласия с ним характерны как для тоталитарного государства, так и для сект. В годы культа личности Сталин подавался как “пророк”, его мудрые высказывания абсолютизировались. В одном из писем вождю значилось: “Когда вы взошли на трибуну, нас охватило мощное чувство радости... мы ближе прижались друг к другу и ощутили новый приток какой-то волшебной героической силы”12. Подобное описание нередко можно встретить в литературе, характеризующей деятельность сект, особенно харизматического направления. Созданию культа личности в СССР способствовали наука, искусство, а также так называемая культурно-информационная система — образовательные и культурно-просветительные учреждения, книги, периодическая печать, радио, а позже — телевидение. Чего стоил, к примеру, многим известный “Краткий курс истории ВКП(б)”, искажавший историю страны в пользу заслуг Сталина перед обществом, мифологизировавший его биографию.

Как в тоталитарном обществе, так и в сектах утверждается, что взгляды группы (партии, класса, секты) представляют собой абсолютную истину. Следствием этого стала идеологизация жизни в СССР, когда экономическое, политическое, социальное развитие страны, благосостояние ее народа ставились в зависимость от идеологических фетишей, политических амбиций и желаний партийно-государственной элиты13 (к примеру, частная собственность, мелкое крестьянское хозяйство, сельский уклад жизни, товарно-денежные отношения объявлялись буржуазными проявлениями, не соответствующими “самому передовому общественному строю”). Реализация искусственного, теоретически сконструированного, мифологического общественного идеала требовала принуждения. Осуществлялась внеэкономическая эксплуатация деревни с целью выкачивания из нее ресурсов в пользу развития тяжелой промышленности и милитаризации страны. Под контроль попали различные стороны духовной жизни людей: школьное и высшее образование, наука, литература, искусство. В политической практике широко использовались репрессии. С 1930 года стала создаваться система лагерей. В 1937 году в стране было 996,4 тыс. заключенных, в 1941-м — 1 млн. 416 тыс. человек. После войны (1948-1952 гг.) жертвами репрессий стали от 5,5 до 6,5 млн. человек14.

Исследуя практику тоталитарного государства и сект, специалисты отмечают наличие внутренних (для использования внутри организации) и внешних (рекламных) доктрин. В деятельности коммунистической партии и советского государства использовались закрытые письма, грифы “секретно”, допуски к скрываемой властями информации15. При этом на общедоступном уровне провозглашались только самые добрые цели. К примеру, в декабре 1936 года была принята Конституция СССР, согласно которой политической основой страны объявлялись демократические органы — Советы депутатов трудящихся, а экономической основой — социалистическая собственность на средства производства в двух формах — общенародной и колхозно-кооперативной. Но эта была фикция, так как фактически власть находилась в руках партийно-государственного аппарата, который осуществлял жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни, а тоталитарное государство не было ни “советским”, ни “рабочим”, ни “демократическим”. Человек в СССР лишался элементарных прав и свобод, которые конституцией лишь декларировались.

Для тоталитарного сознания характерно убеждение, что “цель оправдывает средства”. При этом формируется синдром “мы/они”, когда внушается, что “мы хороши, а все иные плохи”. Это подкрепляется “двойным стандартом” при оценке своих и чужих действий, происходит восприятие моральных норм и предписаний лишь по отношению к “нам”, а “они” не считаются объектом морали. Ленин писал: “Мы говорим, что наша нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата”16. Поэтому даже самые жестокие и несправедливые действия по отношению к “ним” воспринимались как проявление высшей справедливости и гуманизма, а себя видели лишенными негативных качеств17. Отвергнув абсолютные ценности, советская власть предлагала собственную систему этики, сущность которой, по мнению профессора генерал-лейтенанта Головина, — “ставка на преступление, темные стороны масс” и “разрыв с моралью”18.

Создание образа врага в советском обществе (особенно в 30-е годы) выступало в качестве важного компонента идеологии милитаризма. Готовность к войне, как скорой и неизбежной, воспитывалась в подрастающих поколениях, терминология “вся страна — военный лагерь”, “вражеское окружение” и т.п. отражала это. Экономика, политика, культура были пропитаны духом войны, о чем свидетельствовали многочисленные песни, кинофильмы, военно-спортивные мероприятия19. В условиях “жизни по правилам осажденной крепости” распространились недоверие друг к другу, подозрительность и доносительство. Высшей добродетелью считались “бдительность”, готовность “разоблачить врага”20, что отрицательно влияло на нравственное состояние общества, его развитие в разных областях жизни. И.А.Ильин писал: “Какой общественный строй может держаться на классовом своекорыстии, на жадной склоке, на проповеди мирового грабежа? Такая власть, развязывая порочного лентяя и запугивая трудолюбивого, мертвит жизнь страны и сама себя подрывает. Зависть не строит, а губит и разрушает. Ложь накапливает разочарование и презрение. Насаждающий сыск и предательство сам будет однажды предан. А безбожие всегда вело массу только к бесстыдству и вседозволенности, и в этом его рок”21.

Как для тоталитарного государства, так и для сект характерно стремление вовлекать в орбиту своих взглядов новых последователей. Для этого применяются активная и пассивная вербовка, так называемые “фасадные группы”, создание атмосферы секретности и элитарности, проведение ритуалов посвящения. В практике советского государства использовались ритуалы (заседания, массовые празднества и шествия, кампании по вовлечению в партию, комсомол, пионерию), символы (лозунги, портреты, эмблемы, транспоранты, памятники), различные добровольные общества, кружки, профсоюзы, комсомол, пионерия22 — те группы, через которые партия могла влиять на общественное мнение, которые были связаны с ней единой идеологией, находились под ее управлением.

Специалисты отмечают, что для сект и тоталитарных государств характерно использование внушения и техник контроля сознания людей с целью изменения личности в выгодном для государства или секты направлении. Такой контроль осуществляется в четырех основных сферах: контроль поведения; контроль информации; контроль мышления; контроль эмоций (чувств). Контроль поведения включает в себя регулирование не только трудовой деятельности человека, но и его личной жизни (управление временем человека, большая часть которого посвящалась общественной деятельности, связанной с внедряемой в сознание людей идеологией; создание ощущения беспомощности при одновременном обеспечении моделями, демонстрирующими поведение, которое хочет выработать руководство; манипулирование сознанием путем вознаграждений и наказаний; поощрение слежки за людьми, доносительства об отклонениях в мыслях, чувствах и поступках). Контроль информации предполагает изоляцию людей от доступа к иной информации, для чего используются умышленное утаивание и искажение ее. Контроль мышления означает поощрение только “хороших” и “правильных” мыслей, сокращение времени размышления за счет участия в идеологических мероприятиях, запрет на критические вопросы о лидере, доктрине, деятельности государства или секты, которые признаются единственно правильными. Для контроля эмоций в сознание людей внедряются различные страхи: боязнь мыслить независимо; боязнь “внешнего мира”; боязнь врагов23.

Использование подобных принципов и технологий можно наблюдать и в истории советского государства в рассматриваемый нами период. Известный психолог В.М. Бехтерев писал: “Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получит неполное и частью даже несоответствующее освещение”24. “В быстром развитии общественных событий, охватившем известную часть населения России, сказалась та титаническая сила внушения, которая наподготовленной почве побуждает массы к однородным действиям при малейшем поводе”25. В условиях советского государства осуществлялся контроль за личной жизнью людей. К примеру, в начале 30-х годов прошлого века на страницах журналов обсуждался вопрос о личной площади и личном времени трудящихся: для каких нужд и насколько он имеет право уединиться, допускать ли к нему детей, какие вещи можно иметь в личном пользовании26. В 1932 году в СССР была введена паспортная система, при чем колхозники вообще не получили паспортов, и, таким образом, были прикреплены к земле. Система прописки также ограничивала свободу передвижения людей. Огромную роль в деле контроля за поведением населения имели органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, которые занимались сбором информации об общественных настроениях с 1918-1919 годов27. Особое значение придавалось экспериментам по влиянию на массовое сознание людей. В 1921 году при ВЧК был создан специальный отдел, подчиняющийся напрямую ЦК партии. При нем существовало несколько секретных лабораторий, в которых изучали варианты применения гипноза, телепатии, внушения, исследовали возможности коллективных галлюцинаций, феномен массового психоза и т.д. В конце 20-х годов по всей стране выявлялись люди с паранормальными способностями и подвергались обследованиям в лабораториях ОГПУ. Активно исследовались шаманские ритуалы, для чего соответствующие предметы культа свозились в Москву со всей страны28. Власти пытались применять эти “таинственные силы” для воспитания “нового человека”. Для манипуляции сознанием людей использовались также почетные звания, награды, премии, льготы в приобретении товаров, особые продовольственные пайки, квартиры, продвижение по службе.

Подконтрольные власти средства массовой информации создавали выгодные ей мифы, что также являлось механизмом организации общественного сознания в соответствии с господствующей идеологией29. Вот только несколько примеров осуществления такой манипуляции. В самом начале войны, 3 июля 1941 года, Сталин заявил, что “лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения”30. В одной из сводок Совинформбюро, где речь шла об итогах первых трех недель войны, говорилось, что Красная Армия потеряла не более 250 тыс. человек, а вермахт — не менее 1 миллиона31. В докладе к годовщине Октябрьской революции в 1941 году Сталин сказал, что враг потерял уже более 4,5 млн. человек32. Практика манипулирования общественным сознанием использовалась и в дальнейшем. После Великой Отечественной войны главными противниками СССР были объявлены недавние союзники — США и Великобритания. Внедрением в сознание населения этих идей занимались Главное управление пропаганды и агитации, Внешнеполитическая комиссия ЦК ВКП(б), руководящие органы армии, Союз советских писателей, Комитет по делам искусств, Министерство иностранных дел, Комитет радиовещания при Совмине СССР. Подобная информация заполняла художественно-информационное пространство страны — радио, ТВ, кинотеатры, театры, библиотеки, книжные магазины33.

Внедрению коммунистических идей способствовало то, что в условиях мифологизации жизни люди воспринимают происходящее эмоционально, причем усиление эффекта внушения происходит в коллективе. Именно на эмоциональное воздействие, на коллективные формы жизни и ориентировался коммунистический режим. Эффективность внушения обеспечивалась также изолированным образом жизни, отвыканием от самостоятельности в решениях, неуверенностью в завтрашнем дне, плохим питанием. Недостаток продовольствия был, в свою очередь, связан с ориентацией экономики на развитие тяжелой промышленности и милитаризацию страны. К примеру, в 1940 году ассигнования на военные нужды составили 32,6 % расходной части госбюджета34. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию с 1929 по 1953 годы оставались почти неизменными, в то время как розничные цены постоянно росли (с 1928 по 1940 год — в 64 раза). В 1935 году зерно закупалось по 80 копеек за центнер, а продавалось — по 10,4 рубля, из которых 8,9 рубля изымалось в государственный бюджет35.

Таким образом, тоталитарное государство, как и секта, является антисистемой по отношению к народу и стране, в которой оно существует. В СССР происходило разрушение традиционных духовно-психологических, нравственных, культурных условий жизни людей. В результате модернизационных мероприятий наблюдалось снижение жизненного уровня населения, падение темпов развития народного хозяйства. Рост населения страны был незначительным — 1926 год — 147 млн. чел., 1937-й — 164 млн. чел., 1950-й — 178,5 млн. человек36. Тяжелый урон понесла психология народа, результатом влияния тоталитарного строя на психику людей были депрессии, замедление психического развития, потеря чувства критического осмысления действительности, зависимость в принятии решений, боязнь внешнего мира. В начале 90-х годов XX века были опубликованы данные доктора медицинских наук В. Лупандина, который исследовал наследственно обусловленные формы умственной отсталости в различных регионах СССP. В районах, где репрессии 30-х годов были особенно сильны, умственная отсталость у детей встречалась как минимум в 5 раз чаще, чем в слабо пострадавших37. Уже к 1925 году в стране отмечался рост самоубийств, тогда как в начале прошлого века по этому показателю Россия замыкала список развитых стран. Прежде всего, число самоубийств увеличилось среди представителей общественных групп, которые находились в эпицентре господствующей идеологии. Это — члены ВКП(б), ВЛКСМ, военные. На них падала наибольшая нагрузка по строительству нового общества, они наиболее активно отрицали традиционную религиозность38. В результате внедрения атеизма наблюдалось падение нравственности. В качестве одного из воспитательных примеров был создан миф о Павлике Морозове — пионере, посадившем своего отца — врага советской власти, в тюрьму и погибшем от руки собственного деда. Отказы детей от арестованных родителей наблюдались и во время массовых репрессий 30-х годов, а тех, кто не хотел этого делать, подвергали травле. Увеличивалось число абортов (в 1934 году в Москве на одно рождение приходилось 3 аборта), разводов (48 разводов на 100 браков в 1935 году)39, росла детская преступность. Постановление ЦК ВКП(б) от 27 июня 1936 года запрещало аборты и их пропаганду, усложнило процедуру развода. Но без возвращения к традиционным нормам жизни, воспитанию людей в вере такие запретительные меры были мало эффективны.

Таковы были последствия насильственной модернизации страны. Но это же время дало и противоположные примеры того, как можно было внутренне противостоять тоталитарному государству, насаждавшему атеизм. В начале 1937 года в СССР проводилась перепись населения. В перечень вопросов ее были включены сведения о религиозности опрашиваемых. Из 98,4 млн. человек в возрасте 16 лет и старше православными исповедовали себя 41,6 млн. человек40. Если принять во внимание эти данные, становится понятным масштаб репрессий, развернувшихся в стране впоследствии. Многие православные приняли мученическую смерть за веру, их молитвы перед Престолом Божиим способствовали и способствуют сохранению и возрождению Православия на Руси, ее нравственному подъему и процветанию. Данные переписи 1937 года впервые были опубликованы лишь в 90-х годах XX века.

Итак, некоторое сходство между советским государством и сектой несомненно. Более глубоко эта проблема может быть разработана в рамках междисциплинарных исследований, включающих в себя достижения богословия, истории, политологии, социальной психологии. Это позволит сформулировать полученные результаты с большей степенью достоверности и определенности. Кроме того, рассмотрение тоталитарного сознания, последствий его внедрения для личности и общества, знание того, как Православная вера помогала выстоять в условиях массового распространения атеизма, может способствовать самопознанию людей, что позволит совершать дело спасения души, к которому мы все призваны.

 Юрий Витальевич ЕРОШКИН,
младший научный сотрудник Отдела истории МарНИИ


Примечания

1 См. например: Дворкин А. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 1998; Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997. (вернуться к тексту)
2 См. например: Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996; Джилас М. Лицо тоталитаризма. М.,1992; Тоталитаризм как исторический феномен. М.,1989; Гаджиев К.С. Заметки о тоталитарном сознании // Вестник Московского университета, 1993, № 4; Игрицкий Ю.И. Снова о тоталитаризме // Отечественная история, 1993, № 1 и многие другие работы. (вернуться к тексту)
3 Цит. по: Игрицкий Ю.И. Указ. соч. С. 11. (вернуться к тексту)
4 См. например: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997. С. 12. (вернуться к тексту)
5 См. Игрицкий Ю.И. Указ. соч. С. 12. (вернуться к тексту)
6 См. подробнее: Байрау Д. Интеллигенция и власть: советский опыт // Отечественная история, 1994, № 2, С. 127-128; Советское прошлое: поиски понимания. Материалы круглого стола // Отечественная история, 2000, № 4, С. 99, 111. (вернуться к тексту)
7 См. подробнее: Российский старый порядок: опыт исторического синтеза. Материалы круглого стола // Отечественная история, 2000, № 6, С. 64. (вернуться к тексту)
8 Бекарев А.М. “Мобильность” в состоянии броуновского движения / Четвертые Вавиловские чтения. Ч. 1. Йошкар-Ола, 2000. С. 14. (вернуться к тексту)
9 См. подробнее: Парамонов Б. Согласно Юнгу // Октябрь, 1993, № 5, С. 161. (вернуться к тексту)
10 См. подробнее: Николаева О. Современная культура и Православие. М., 1999. С. 8. (вернуться к тексту)
11 См. подробнее: Черных А. Становление России советской. 20-е годы в зеркале социологии. М.,1998. С. 4-10.  (вернуться к тексту)
12 Майер Р. О чудесах и чудовищах. Стахановское движение и сталинизм // Отечественная история, 1993, № 3, С. 62. (вернуться к тексту)
13 Быстрова И.В. Государство и экономика в 1920-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история, 1993, № 3, С. 30. (вернуться к тексту)
14 Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1998. С. 275, 302. (вернуться к тексту)
15 Мосейко А.Н. Коллективное бессознательное и мифология современных этнических отношений / Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М.,1996. С. 38. (вернуться к тексту)
16 Ленин В.И. Задачи союзов молодежи / Ленин В.И. ПСС. Т. 41. С. 309. (вернуться к тексту)
17 Евгеньева Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии / Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. М., 1996. С. 26; Мосейко А.Н. Указ. соч. С. 43-44. (вернуться к тексту)
18 См. Домнин И.В. Русское военное зарубежье. Дела, люди и мысли (20-30-е годы) // Вопросы истории, 1995, № 7, С. 111. (вернуться к тексту)
19 См. подробнее: Сенявская Е.С. Человек на войне: опыт историко-психологической характеристики российского комбатанта // Отечественная история, 1995, № 3, С. 8. (вернуться к тексту)
20 Ерин М.Е. Культура эпохи сталинизма: советская культура и искусство периода 1930-1950-х годов (рецензия) // Вопросы истории, 1995, № 8, С. 161. (вернуться к тексту)
21 Ильин И.А. Победит правое дело // Знание — власть, 2000, № 8.  (вернуться к тексту)
22 Юрченко В.В. Октябрьская революция: ожидания и результаты // Отечественная история, 1993, № 4, С. 215. (вернуться к тексту)
23 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Белгород, 1997. С. 449-455. (вернуться к тексту)
24 Цит.по : Баландин Р. Крушение установки // Техника-молодежи, 1994, № 3, С. 14. (вернуться к тексту)
25 Цит. по: Баландин Р. Даю установку // Техника-молодежи, 1994, № 2, С. 40. (вернуться к тексту)
26 Розин М. Мифология предчувствия // Знание-сила, 1991, № 7, С. 47. (вернуться к тексту)
27 Великанова О.В. Образ Ленина в массовом сознании // Отечественная история, 1994, № 2, С. 177. (вернуться к тексту)
28 См. например: Шишкин О. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж. М., 1999. (вернуться к тексту)
29 Четвертые Вавиловские чтения. Ч. 1. Йошкар-Ола, 2000. С. 26. (вернуться к тексту)
30 Костырченко Г.В. Советская цензура в 1941-1952 годах // Вопросы истории, 1996, № 11/12, С. 87. (вернуться к тексту)
31 Там же. С. 88.  (вернуться к тексту)
33 См.подробнее: Лельчук В.С., Пивовар Е.Н. Менталитет советского общества и “холодная война” // Отечественная история, 1993, № 6, С. 66-67. (вернуться к тексту)
34 Тимошина Т.М. Указ. соч. С. 283. (вернуться к тексту)
35 Тимошина Т.М. Указ. соч. С. 254. (вернуться к тексту)
36 Тимошина Т.М. Указ. соч. С. 272.  (вернуться к тексту)
37 Акифьев А. Хомо советикус — хомо сапиенс? // Знание-сила, 1991, № 7, С. 15. (вернуться к тексту)
38 Юрченко В.В. Указ. соч. // Отечественная история, 1993, № 4, С. 215.  (вернуться к тексту)
39 Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 1992. С. 237. (вернуться к тексту)
40 Вылцан М.А. Приказ и проповедь: способы мобилизации ресурсов деревни в годы войны // Отечественная история, 1995, № 3, С. 74. (вернуться к тексту)