Бажин Владимир Васильевич,
главный специалист отдела информации и публикации
документов ГА РМЭ

Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Марисола

Во все тяжелые и суровые времена, когда с умножением грехов наших увеличиваются наши бедствия, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой Покров, чтобы спасти и сохранить нас невредимыми, освободить от всяких бед.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью 1 октября в память чудесного видения, открытого святому Андрею и его ученику Епифанию в Константинопольской церкви Пресвятой Богородицы во время правления царя Льва Мудрого (X в.). Во время совершения всенощного бдения 1 октября, в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа святой Андрей возвел свои очи вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую в воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором (покрывалом), который Она носила на Своей голове. После окончания молитвы Она сделалась невидимой, невидимым стало и покрывало. Но, взяв его с собою, Пресвятая Богородица оставила благодать всем присутствующим. В память этого чудесного события и был освящен оригинальный памятник архитектуры Марийского края — храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Марисола Сернурского района.

Покровская церковь была заложена в 1837 г. на средства Комиссии духовных училищ. Заложена по Высочайшему повелению — для распространения Православия среди местного языческого марийского населения. Строительство деревянного храма с колокольней велось под наблюдением первого священника прихода Михаила Ивановича Устюгова и в 1838 г. было закончено; 7 сентября того же года состоялось освящение церкви епископом Вятским и Слободским Неофитом (Сосниным). Ее церковный причт состоял из священника, дьякона и двух псаломщиков. В 1855 году в селе произошел пожар, и церковь сгорела. На ее месте, с разрешения епархиального начальства (от 25 октября того же года), под руководством и наблюдением священника Николая Семеновича Чуракова была построена другая, тоже деревянная, церковь. 24 марта 1856 г. она была освящена священником Александром Васильевичем Дьяконовым.

7 сентября 1880 г. благочинный протоиерей Стефан Николаевич Загуляев заложил в Марисоле еще один, каменный храм, который до 1883 г. строился под руководством священников Александра Верещагина и Николая Шутихина, а с 1883 г. — священника Михаила Решетова, при участии священников Неофита Анцигина и Иоанна Зубарева. 6 ноября 1888 г. каменный Марисолинский храм Покрова Пресвятой Богородицы был освящен, по благословению епископа Вятского и Слободского Сергия (Серафимова), благочинным священником Иоанном Поршневым при участии священников Александра Дьяконова, Николая Шутихина, Михаила Митрохина, Михаила Решетова и Иоанна Зубарева. В октябре 1889 г. в церковь были пожертвованы паникадило, живописное облачение на престол, жертвенник и бронзовые с позолотой хоругви. Как в каменной, так и в деревянной церкви имелось по одному престолу в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Наружный вид каменного храма имел форму креста с семью гранеными куполами, каждый из которых был увенчан восьмиконечным православным крестом. Иконостас имел два яруса, Царские врата были резными, окна — стрельчатыми. Храм был центром жизни села.

В 1858 г. церковный причт был увеличен до двух священников, дьякона и двух псаломщиков. На содержание священнослужителей Уржумское уездное казначейство ежегодно отпускало 111 руб. 91 коп. Кроме того, с каждого венца прихожане платили причту по одному пуду ржи и овса, добровольно жертвовали в церковную кассу за совершение треб. При церкви были построены шесть деревянных домов, в которых проживали священнослужители.

В приходе Покровской церкви в починке по речке Шабе находилась небольшая часовня в виде столбика с иконой Преображения Господня — в память чудесного избавления жителей этого селения от хлебного неурожая, постигшего край в 1867 г. До момента основания села, т.е. до 1836 года, местные жители — мари — хоронили своих родных на поле возле починка Купсола. С постройкой же храма в полуверсте от Марисолы был основано православное кладбище.

Земское училище в Марисоле, содержавшееся на средства Уржумского земства, было открыто 8 января 1879 г. Кроме того, в починке Большие Ключи 6 октября 1887 г. священником Михаилом Решетовым и дьяконом Константином Верещагиным было открыто одноклассное церковноприходское училище, содержавшееся на средства прихожан. В 1891 г. оно было переведено из Больших Ключей в Марисолу, а в Ключах была оставлена лишь школа грамоты.

Свое название — Марисола — село и приход получили от того, что находились в кругу деревень, населенных марийцами. В 1836 г. в приход входили следующие населенные пункты: село Марисола, починок Губино, деревни Мошкино, Петрово, Большой Ключ, Казаковка, Лобаново, Желонкино, Ершово, Шабинское, Онодурское, Кожласола, Тулбень, Яшкарпамаш, Ланканомаш, Купсола, Обдасола, Урмуж, Шимпамаш, Лопа, Большой Сернур, Шудумарь, Мунанга, Писинер, Митринер, Ономучаш, Ширакэнер и Шокшем. В 1889 г. из вышеупомянутых деревень были переданы в другие приходы: Шимпамаш, Большой Сернур, Ширакэнер, Шокшем. Вместо них были причислены: Попово, Конаштрат, Салтак, Бусыгино. Переселенцами других уездов были вновь образованы Болотный Ключ и Прудки. Крестьяне Марисолинского прихода основали Шамнисолу, Дубровку, Кожланур и Шолнермучаш, а жители деревни Шудумари образовали 3 починка: Изипамаш, Кугунур и Лавраэнер. Позднее некоторые починки изменили свои первоначальные названия. Мошкино стало называться Шолнер-Мошкино, Казаковка — починком по речке Шабе, Лобаново — Лебедевым, Шабинский — Егошиным.

Всего в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы насчитывалось 5403 человека. Все они, и русские, и марийцы, были государственными крестьянами. Кроме них и язычников, в приходе проживали раскольники “поповщинской секты” в количестве 187 душ мужского пола и 230 душ — женского, всего 417 человек. В “Церковноприходской летописи Покровской церкви села Марисолинского за 1889 год”, говорится, что прихожане, жившие по соседству с раскольниками, были склонны к расколу. Однако, с 1865 года случаев обращения в раскол не происходило. Православие укрепляло свои позиции, и новокрещенных становилось все больше.

По архивным сведениям, в Покровской церкви села Марисола, относящегося к 3-му благочинническому округу Уржумского уезда Вятской губернии, в 1889 году служили священник Михаил Алексеевич Решетов (с 26 февраля 1883 г.), священник Иоанн Федорович Зубарев (с 10 марта 1886 г.), дьякон Константин Александрович Верещагин (с 26 февраля 1886 г.) и псаломщики Павел Ильич Пономарев (с 16 января 1860 г.), Владимир Васильевич Загуляев (с 27 апреля 1889 г.). Должность церковного старосты с 26 января 1888 г. исполнял крестьянин Роман Андреевич Попов из починка Попово Кукнурской волости. В 1891 году вместо священника Михаила Решетова к служению приступил священник Михаил Федоров, а в следующем — вместо о. Иоанна Зубарева, выбывшего за штат, был определен священник Михаил Овчинников. В августе 1892 года была заложена каменная колокольня. В молебне во время ее закладки участвовал исполняющий должность благочинного священник Николай Шутихин.

До 1893 года в Марисоле существовали две церкви: старая деревянная, 1855 года постройки, и каменная, построенная в 1888 году. 20 июня 1893 года здание деревянной церкви — с разрешения епархиального начальства — было продано в село Яраньмучаш Яранского уезда Вятской губернии. В этот день священники Михаил Федоров и Михаил Овчинников отслужили литургию и молебен в честь Покрова Божьей Матери, а затем Святой Престол был разобран. При колокольном звоне и большом стечении народа его, разобранный на части, перенесли к реке и сожгли на специально построенном плоту.

В ноябре 1894 года мастер Егор Константинович Платунов начал украшать марисолинскую церковь стенной живописью и закончил свою работу в январе следующего года. Каждая из восьми стен “осьмерика” была расписана сценами из библейской истории и ликами святых. Так, на восточной стене были изображены события праздника Покрова Пресвятой Богородицы; на юго-восточной — Вознесение Господне; на южной — Крещение Господне; на юго-западной — Сошествие Спасителя во ад; на западной — Лествица Иакова; на северо-западной — Рождество Христово; на северной — Собор Архистратига Михаила, святой мученик Валентин, святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир, пророчица Анна; на северо-восточной — Преображение Господне. Кроме того, на южной стороне стены были изображены преподобный Михаил Синадский, великомученица Екатерина, равноапостольная царица Елена, великомученик Георгий Победоносец. В арке располагались лики святой мученицы Параскевы, праведных Иоакима и Анны, апостола Андрея Первозванного и преподобного Сергия Радонежского. Расписанный в 1895 году храм был освящен архиепископом Сергием (Серафимовым) в праздник Покрова Божьей Матери. За все работы мастеру было уплачено 300 рублей серебром. В 1895 году все старые иконы, находившиеся в церкви, были “поновлены и некоторые написаны вновь”. В летописи церкви сохранилась запись о том, что в 1896 году протоиерей Кронштадтского Морского собора Иоанн Ильич Сергиев (ныне — прославленный в лике святых праведный Иоанн Кронштадтский) перечислил на нужды Покровской церкви 100 рублей. Конечно же, основное финансирование всех работ, связанных с устройством храма и ремонтом, осуществлялось из средств, зарабатываемых священниками Михаилом Федоровым, Михаилом Овчинниковым и дьяконом Георгием Опалевым. Так, в 1896 году были куплены для храма семисвечник со свечами, лампада, тарелочки, а также икона Воскресения Христова.

В 1897 году священник Михаил Овчинников покинул Марисолу, а на его место поступил о. Вячеслав Веселицкий. В следующем году была достроена каменная колокольня, а 1 октября 1900 г. на нее были подняты колокола. Церковный звон был слышен на много верст окрест. Колокола звучали в дни церковных и государственных праздников, они приносили людям известия о войне, смене императоров на российском престоле, рождении и кончине членов императорской семьи.

Священник Михаил Федоров, кроме того, часто делал щедрые пожертвования в марисолинский храм. Им был пожертвован напрестольный крест весом в 2 фунта 16 золотников и сосуд весом 6 фунтов 10 золотников. Усердием причта и председателя попечительского совета Даниила Губина в 1900 году были перестроены здания, в которых проживали священнослужители. В том же году на каменную колокольню подняли крест, который пожертвовал мещанин города Казани Александр Семенович Смоленцев.

Пожертвования в Покровскую церковь Марисолы производились и прихожанами. Отставной младший унтер-офицер из починка Большой Ключ Василий Саввич Лоскутов в 1902 году пожертвовал хоругви и икону Святителя Николая Чудотворца. В следующем году его супруга, Агафья Григорьевна, пожертвовала икону преподобного Серафима Саровского Чудотворца10 .

Кроме совершения церковных богослужений, местные священники занимались просветительской деятельностью. Они вели в школах прихода уроки Закона Божия, обучали детей правописанию, чтению и церковному пению. Эти учебные заведения являлись очагами культуры и просвещения в округе. В 1900 году в приходе Марисолинской церкви существовали три земские школы: Марисолинская (законоучитель — о. Вячеслав Веселицкий), Больше-Ключевская и Казаковская в деревне Лебедево (законоучитель — о. Михаил Федоров). Кроме того, существовали школы грамоты в деревнях Кугунуре и Митринере, которые, по постановлению Уржумского отделения Совета школ грамоты, в 1903 году были закрыты. Вновь была открыта школа грамоты в раскольнической деревне Онодур, в которой учителем был дьякон Георгий Опалев, законоучителем — священник Вячеслав Веселицкий, а попечителем — священник Михаил Федоров. Они содержали школу за свой счет и на личные сбережения приобретали письменные принадлежности, литературу, в том числе и противораскольнического характера.

Божий храм в уржумской глубинке часто посещали высшие духовные лица. 24 июня 1901 г. Марисолинскую церковь посетил преосвященнейший Алексий (Опоцкий), епископ Вятский и Слободской. Он заночевал в селе, а на следующий день отслужил молебен и наградил набедренником священника Вячеслава Веселицкого. Спустя три года село посетил другой Вятский архиерей — преосвященный Никон (Софийский)11 . В 1910 г. сюда приезжал епископ Филарет (Никольский).

В течение 1904-1906 гг. вокруг храма была построена каменная церковная ограда с железными решетками. В 1906 году священник Вячеслав Веселицкий был переведен в церковь села Бурмакино Вятского уезда, а на его место назначен священник села Елеево Георгий Спиридонович Белогусьев. Указом Консистории от 13 августа 1910 года все русские прихожане передавались под начало о. Михаила Федорова, а прихожане-мари — священника Георгия Белогусьева.

Октябрьская революция 1917 г. изменила государственный и политический строй в России. Изменилось, в свою очередь, и отношение государства к Церкви и ее служителям. Началось повсеместное уничтожение храмов и монастырей. Подавляющее большинство священнослужителей были репрессированы. Более 150 храмов в Марийской автономной области (МАО) были закрыты или разрушены в течение двух десятилетий. Разрушались вековые традиции и устои Православия и культуры народов, населяющих Россию. Появлялись новые революционные праздники, запрещались старые. Духовное единение русских и марийцев, посещавших Божьи храмы, было нарушено.

В начале 1922 года по всей стране началась массовая кампания по изъятию церковных ценностей из монастырей и храмов. Из Покровской церкви Марисолы было изъято 2 потира, 2 дискоса, 4 тарелочки, 2 лжицы, 2 звездицы, 2 ковшичка, 2 напрестольных креста, кадило, а также венцы и ризы с икон12 . В отдельных случаях допускалась замена вещей на серебряные монеты. Всего по 10-ти волостям Сернурского кантона МАО было изъято церковных предметов и серебра на 266 фунтов и 67 золотников (всего — более 100 кг).

По Указу преосвященного Сергия, епископа Яранского, викария Вятской епархии от 28 июня 1922 г. в Марисолу, вместо о. Андрея Кощеева, был назначен священник села Куприянсола Михаил Васильевич Кукушкин, прибывший на место служения 9 июля 1922 года. С 28 сентября 1924 г. настоятелем Марисолинской церкви служил священник Владимир Иванович Попов. Его супруга, Елизавета Ивановна, работала в церкви псаломщицей и просфорницей. Прихожане любили и уважали отца Владимира, говорили: “Наш священник очень хороший, надо за него держаться, нет лучше нашего попа”. Однако, после доноса в 1929 году о. Владимира арестовали и отправили в ссылку в Архангельскую область. Его имущество было  описано и продано с торгов.

После возвращения из ссылки в 1933 году, о. Владимир служил обедни в домах верующих, ходил по деревням, совершал требы. В 1935 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы была закрыта и отдана под клуб, службы в ней прекратилась. Вскоре безбожники сняли кресты, сбросили колокола и разрушили колокольню. 5 августа 1937 года отец Владимир и его жена, матушка Елизавета, были арестованы 19 августа 1937 г. и обвинены в контрреволюционной деятельности против советской власти13. 

Долгие годы здание Покровской церкви использовалось не по назначению — в нем устроили ссыпной пункт14. От пыли, влажности, испарины от зерна стенные храмовые росписи приходили в негодность, каменная ограда церкви была разрушена; некогда обширное церковное хозяйство пришло в запустение. Однако жители села не оставляли надежды на возрождение святыни. Среди долгих лет безверия и гонений Божий храм выстоял. Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подала ему Свой Покров. В 1990 году здесь начались восстановительные работы, а в 1991-м — богослужения. Церковь вновь была освящена и сегодня продолжает нести радость и свет духовного просвещения тысячам людских душ.

Примечания

 1 По старому стилю; по новому, гражданскому стилю — 14 октября.

 2 Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц октябрь. М., 1997. С. 5-6.

 3 ГА РМЭ. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1.  Л. 1.

 4 Там же. Л. 2.

 5 Там же. Л. 5 об.

 6 Там же. Л. 3.

 7 Там же. Л. 4.

 8 Там же. Л. 4 об.

 9 Стариков С.В., Левенштейн О.Г. Православные храмы и монастыри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001. С. 143.

 10 ГА РМЭ. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1. Л. 6.

 11 В тексте ошибочно приведено имя Иаков. Историю Вятской епархии см.: интернет-сайт http://ortho-rus.ru.

 12 Там же. Ф. Р-246. Оп. 1. Д. 14. Л. 11 об.

 13 Архив миссионерского отдела Йошкар-Олинской и Марийской епархии.

 14 ГА РМЭ. Ф. Р-471. Оп. 1. Д. 434. Л. 10.