Бажин Владимир Васильевич,
главный специалист отдела информации и публикации
документов ГА РМЭ
Из истории церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Марисола
Во все тяжелые и суровые времена, когда с умножением грехов наших увеличиваются наши бедствия, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой Покров, чтобы спасти и сохранить нас невредимыми, освободить от всяких бед.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью 1 октября1 в память чудесного видения, открытого святому Андрею и его ученику Епифанию в Константинопольской церкви Пресвятой Богородицы во время правления царя Льва Мудрого (X в.). Во время совершения всенощного бдения 1 октября, в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа святой Андрей возвел свои очи вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую в воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором (покрывалом), который Она носила на Своей голове. После окончания молитвы Она сделалась невидимой, невидимым стало и покрывало. Но, взяв его с собою, Пресвятая Богородица оставила благодать всем присутствующим2 . В память этого чудесного события и был освящен оригинальный памятник архитектуры Марийского края — храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Марисола Сернурского района.
Покровская церковь была заложена в
7 сентября
Наружный вид каменного храма имел форму креста с семью гранеными куполами, каждый из которых был увенчан восьмиконечным православным крестом. Иконостас имел два яруса, Царские врата были резными, окна — стрельчатыми. Храм был центром жизни села.
В
В приходе Покровской церкви в починке по речке Шабе находилась небольшая часовня в виде столбика с иконой Преображения Господня — в память чудесного избавления жителей этого селения от хлебного неурожая, постигшего край в
Земское училище в Марисоле, содержавшееся на средства Уржумского земства, было открыто 8 января
Свое название — Марисола — село и приход получили от того, что находились в кругу деревень, населенных марийцами. В
Всего в приходе церкви Покрова Пресвятой Богородицы насчитывалось 5403 человека5 . Все они, и русские, и марийцы, были государственными крестьянами. Кроме них и язычников, в приходе проживали раскольники “поповщинской секты” в количестве 187 душ мужского пола и 230 душ — женского, всего 417 человек6 . В “Церковноприходской летописи Покровской церкви села Марисолинского за 1889 год”, говорится, что прихожане, жившие по соседству с раскольниками, были склонны к расколу. Однако, с 1865 года случаев обращения в раскол не происходило. Православие укрепляло свои позиции, и новокрещенных становилось все больше.
По архивным сведениям, в Покровской церкви села Марисола, относящегося к 3-му благочинническому округу Уржумского уезда Вятской губернии, в 1889 году служили священник Михаил Алексеевич Решетов (с 26 февраля
До 1893 года в Марисоле существовали две церкви: старая деревянная, 1855 года постройки, и каменная, построенная в 1888 году. 20 июня 1893 года здание деревянной церкви — с разрешения епархиального начальства — было продано в село Яраньмучаш Яранского уезда Вятской губернии. В этот день священники Михаил Федоров и Михаил Овчинников отслужили литургию и молебен в честь Покрова Божьей Матери, а затем Святой Престол был разобран. При колокольном звоне и большом стечении народа его, разобранный на части, перенесли к реке и сожгли на специально построенном плоту7 .
В ноябре 1894 года мастер Егор Константинович Платунов начал украшать марисолинскую церковь стенной живописью и закончил свою работу в январе следующего года. Каждая из восьми стен “осьмерика” была расписана сценами из библейской истории и ликами святых. Так, на восточной стене были изображены события праздника Покрова Пресвятой Богородицы; на юго-восточной — Вознесение Господне; на южной — Крещение Господне; на юго-западной — Сошествие Спасителя во ад; на западной — Лествица Иакова; на северо-западной — Рождество Христово; на северной — Собор Архистратига Михаила, святой мученик Валентин, святые равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир, пророчица Анна; на северо-восточной — Преображение Господне. Кроме того, на южной стороне стены были изображены преподобный Михаил Синадский, великомученица Екатерина, равноапостольная царица Елена, великомученик Георгий Победоносец. В арке располагались лики святой мученицы Параскевы, праведных Иоакима и Анны, апостола Андрея Первозванного и преподобного Сергия Радонежского8 . Расписанный в 1895 году храм был освящен архиепископом Сергием (Серафимовым) в праздник Покрова Божьей Матери9 . За все работы мастеру было уплачено 300 рублей серебром. В 1895 году все старые иконы, находившиеся в церкви, были “поновлены и некоторые написаны вновь”. В летописи церкви сохранилась запись о том, что в 1896 году протоиерей Кронштадтского Морского собора Иоанн Ильич Сергиев (ныне — прославленный в лике святых праведный Иоанн Кронштадтский) перечислил на нужды Покровской церкви 100 рублей. Конечно же, основное финансирование всех работ, связанных с устройством храма и ремонтом, осуществлялось из средств, зарабатываемых священниками Михаилом Федоровым, Михаилом Овчинниковым и дьяконом Георгием Опалевым. Так, в 1896 году были куплены для храма семисвечник со свечами, лампада, тарелочки, а также икона Воскресения Христова.
В 1897 году священник Михаил Овчинников покинул Марисолу, а на его место поступил о. Вячеслав Веселицкий. В следующем году была достроена каменная колокольня, а 1 октября
Священник Михаил Федоров, кроме того, часто делал щедрые пожертвования в марисолинский храм. Им был пожертвован напрестольный крест весом в
Пожертвования в Покровскую церковь Марисолы производились и прихожанами. Отставной младший унтер-офицер из починка Большой Ключ Василий Саввич Лоскутов в 1902 году пожертвовал хоругви и икону Святителя Николая Чудотворца. В следующем году его супруга, Агафья Григорьевна, пожертвовала икону преподобного Серафима Саровского Чудотворца10 .
Кроме совершения церковных богослужений, местные священники занимались просветительской деятельностью. Они вели в школах прихода уроки Закона Божия, обучали детей правописанию, чтению и церковному пению. Эти учебные заведения являлись очагами культуры и просвещения в округе. В 1900 году в приходе Марисолинской церкви существовали три земские школы: Марисолинская (законоучитель — о. Вячеслав Веселицкий), Больше-Ключевская и Казаковская в деревне Лебедево (законоучитель — о. Михаил Федоров). Кроме того, существовали школы грамоты в деревнях Кугунуре и Митринере, которые, по постановлению Уржумского отделения Совета школ грамоты, в 1903 году были закрыты. Вновь была открыта школа грамоты в раскольнической деревне Онодур, в которой учителем был дьякон Георгий Опалев, законоучителем — священник Вячеслав Веселицкий, а попечителем — священник Михаил Федоров. Они содержали школу за свой счет и на личные сбережения приобретали письменные принадлежности, литературу, в том числе и противораскольнического характера.
Божий храм в уржумской глубинке часто посещали высшие духовные лица. 24 июня
В течение 1904-1906 гг. вокруг храма была построена каменная церковная ограда с железными решетками. В 1906 году священник Вячеслав Веселицкий был переведен в церковь села Бурмакино Вятского уезда, а на его место назначен священник села Елеево Георгий Спиридонович Белогусьев. Указом Консистории от 13 августа 1910 года все русские прихожане передавались под начало о. Михаила Федорова, а прихожане-мари — священника Георгия Белогусьева.
Октябрьская революция
В начале 1922 года по всей стране началась массовая кампания по изъятию церковных ценностей из монастырей и храмов. Из Покровской церкви Марисолы было изъято 2 потира, 2 дискоса, 4 тарелочки, 2 лжицы, 2 звездицы, 2 ковшичка, 2 напрестольных креста, кадило, а также венцы и ризы с икон12 . В отдельных случаях допускалась замена вещей на серебряные монеты. Всего по 10-ти волостям Сернурского кантона МАО было изъято церковных предметов и серебра на
По Указу преосвященного Сергия, епископа Яранского, викария Вятской епархии от 28 июня
После возвращения из ссылки в 1933 году, о. Владимир служил обедни в домах верующих, ходил по деревням, совершал требы. В 1935 году церковь Покрова Пресвятой Богородицы была закрыта и отдана под клуб, службы в ней прекратилась. Вскоре безбожники сняли кресты, сбросили колокола и разрушили колокольню. 5 августа 1937 года отец Владимир и его жена, матушка Елизавета, были арестованы 19 августа
Долгие годы здание Покровской церкви использовалось не по назначению — в нем устроили ссыпной пункт14. От пыли, влажности, испарины от зерна стенные храмовые росписи приходили в негодность, каменная ограда церкви была разрушена; некогда обширное церковное хозяйство пришло в запустение. Однако жители села не оставляли надежды на возрождение святыни. Среди долгих лет безверия и гонений Божий храм выстоял. Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подала ему Свой Покров. В 1990 году здесь начались восстановительные работы, а в 1991-м — богослужения. Церковь вновь была освящена и сегодня продолжает нести радость и свет духовного просвещения тысячам людских душ.
Примечания
1 По старому стилю; по новому, гражданскому стилю — 14 октября.
2 Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Месяц октябрь. М., 1997. С. 5-6.
3 ГА РМЭ. Ф. 54. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
4 Там же. Л. 2.
5 Там же. Л. 5 об.
6 Там же. Л. 3.
7 Там же. Л. 4.
8 Там же. Л. 4 об.
9 Стариков С.В., Левенштейн О.Г. Православные храмы и монастыри Марийского края. Йошкар-Ола, 2001. С. 143.
10 ГА РМЭ. Ф. 54. Оп. 1. Д.
11 В тексте ошибочно приведено имя Иаков. Историю Вятской епархии см.: интернет-сайт http://ortho-rus.ru.
12 Там же. Ф. Р-246. Оп. 1. Д.
13 Архив миссионерского отдела Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
14 ГА РМЭ. Ф. Р-471. Оп. 1. Д.