священник Алексий Михайлов,
руководитель Миссионерского отдела Йошкар-Олинской епархии

 

Категория веры

1. Необходимость веры в жизни человека. Вера и знания

Не будет преувеличением сказать, что вера является одним из тех “краеугольных камней”, которые составляют фундамент человеческого бытия. В самом деле, мало кто рискнет сказать о себе: “я познал все в этом мире”, а скорее вместе с греческим мудрецом Сократом скажет: “я знаю, что ничего не знаю!” Человек настолько мал во вселенной, что всей его краткой и мимолетной жизни хватает только на то, чтобы познать самое необходимое. И многое он принимает на веру, доверяясь чужому опыту.

Для любого из нас путь к познанию всегда начинается с веры — родителям, учителям, книгам. И только последующий личный опыт укрепляет (или ослабляет) веру в правильность полученной ранее информации, претворяя веру в знание и убеждение. На этом пути вера и знание становятся единым целым, и человек постепенно растет в различных областях своей деятельности. То же случается и с религиозной верой, которая является выражением наших духовных устремлений, исканий и часто начинается с доверия к тем, кто уже имеет соответствующие опыт и знания. Вера начинается с глубоко интуитивного чувства Бога и приобретает свою силу в непосредственном личном опыте Богопознания.

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, говорит: “не только у нас, христиан1, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верой”2. И, в подтверждение своих слов, приводит в пример земледельцев, которые, имея веру в то, что соберут в положенное время урожай, предпринимают много труда, возделывая свои поля, мореплавателей, доверяющих свою судьбу непостоянству волн, и предпочитающих море твердой земле, и имеющих веру, которая для них надежнее всякого якоря. Итак, заключает святитель, весьма многие дела человеческие основаны на вере3.

2. Сущность христианской веры, ее отличительные признаки

Что же представляет собой вера? Для начала обозначим эту категорию формулой известного русского философа Владимира Соловьева: “Вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств”4. Это общее научное определение можно отнести к самым различным вещам и явлениям, но в данном случае, я избрал предметом своего рассмотрения не “что-либо”, а христианскую веру в Бога.

Итак, возвращаясь к рассуждению о соотношении веры и знания (опыта), приведем свидетельства святых Отцов Церкви:

“Вера есть то, — говорит свя­титель Тихон Задонский (XVIII), — чего мы не видим или умом не постигаем, но веруем, что это есть. Так, не видим Бога, но веруем, что Он есть (хотя из создания мира познаем Его, но познание это, как несо­вершенное, вера довершает, и познаем все-таки более от веры, чем от разума). Не постигаем умом, как Бог един естеством, но троичен в Лицах, но веруем, наставляемые словом Божиим. Не видим Христа, Сына Божия, жизни вечной, Небесного Царствия, но ве­руем. Не постигаем умом воскресения мертвых и святейшей Евха­ристии Тела и Крови Христовых, но вера в этом утверждает нас.

В этих и прочих тайнах Божиих разум должен последовать вере, а не вера разуму. То есть познание их не от разума зависит, но от веры; и не потому мы веруем, что познаем, но потому позна­ем, что веруем. Итак, познание их не есть плод нашего разума, но плод веры, которая утверждается на твердом основании Святого Божиего слова и истине и всемогуществе Божиих”5.

“Рассудочный ана­лиз не приложим к области веры, — вторит ему епископ Феофан Затвор­ник (XIX). — Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает на части, а жизни не видит, так и рассудок, сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые всецело удовле­творяют всем потребностям естества нашего и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают и, приняв, не хо­тят уже отступать от нее”6. “Вера, — говорит святитель Иоанн Златоуст (IV), — не принимает умозаключений не потому, что они безрас­судны, но потому, что она превосходит всякое размышление”7. С этим согласен и упомянутый выше философ: “Основания веры, — говорит он, — лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их”8.

Противопоставление веры и знания, имевшие место в нашей недавней истории, неправомерно. Это доказывает сама жизнь, ибо многие великие ученые — и русские, и зарубежные — были религиозно-верующими. Например, Иоганн Кеплер, величайший астроном, физик и математик, открывший законы движения планет в Солнечной системе, закончил свой последний научный труд такими словами: “Прежде чем оставить этот стол, за которым я совершил все свои исследования, — пишет он, — мне остается только, возведя очи к небу и подняв руки, поблагодарить Творца Вселенной за Его милосердие ко мне!” А великому русскому ученому-физиологу академику И.П. Павлову принадлежат следующие слова: “Недосягаемая высь и чистота идеала христианской веры делает его истинно благодатным. Это обнаруживается необыкновенным спокойствием, миром и упованием, проникающим все существо верующего”10. О Павлове известно, что он был христианином, старостой Знаменской церкви в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге). И подобных примеров из истории науки можно привести множество.

Итак, христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, силь­нее, действеннее ее. Она сложнее отдельного чув­ства, поскольку содержит в себе чувства любви, страха, почи­тания, благоговения, смирения. Она также не мо­жет быть названа волевым явлением, потому что, хотя и способна сдвинуть горы (Мф. 21, 21), но христианин, может сотворить это только всецело предавая себя в волю Божию: “Отче… да будет воля Твоя”11.

Конечно, христианство связано также и с умственным знанием — оно рождает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, то пропала бы его движущая сила: без веры нет живой связи Неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем “убежденное пред­положение”, которое называют верой в обыденной жизни.

На вере как на скале (Мф. 16, 18) была создана Церковь Христова. “Ве­рою святые побеждали царства, творили правду, получали обетования, за­граждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих” (Евр. 11, 33-34). Одушевляемые верою, христиане с радостью шли на мучения и смерть, созидая своей кровью Церковь Христову.

Господь сказал: “Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писа­нии, из чрева потекут реки воды живой” (Ин. 7, 38) — и проповедь Апостолов, в силе слова, в силе Духа, в силе знамений, была живым свидетельством истинности этих слов. Он же сказал: “Если будете иметь веру и не усомнитесь... если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет” (Мф. 21, 21) — и, правда, — чудесами святых всех веков на­полнена история Церкви Христовой.

“Вера есть ключ к сокровищнице Божией”, — утверждает святой праведный Иоанн Кронштадтский (XIX-XX)12. Она дей­ственна не силой воображения, а тем, что связывает человека с Богом, Который есть источник всякой жиз­ни и силы.

Трудно дать определение: что такое вера. Когда Апостол говорит: “Вера же есть осу­ществление ожидаемого и уверенность в невидимом” (Евр. 11, 1), то он, не касаясь природы веры, указывает только — на что направлен ее взор: на ожидаемое, невидимое. Через веру душа про­никает в будущее или в невидимое, и это свидетельствует о ее таинственном харак­тере. Даже в Евангелии категория веры выступает в разных смысловых оттенках: вера — это и содержание евангельского учения, и нравственное убеждение, и верность чему-либо, и доверие, и твердая надежда13.

И все же, прежде всего, вера есть дар Божий (1 Кор. 12, 3). Преподобный Ефрем Сирин (IV) уподобляет ее дереву, на котором покоятся Божественные дары14. И в то же время везде в Писании вера изображается как лично-свободное дело самого человека — принимает он этот дар или нет. “Есть вера от слышания (Рим. 10, 17), — пишет преподобный Иоанн Дамаскин (VIII). — Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святого Духа. Эта вера приходит в совершенство через исполнение всего узаконенного Христом, то есть когда мы истинно веруем, [то] живем благочестиво и соблюдаем заповеди Обновившего нас. Ибо кто не верует со­гласно с преданием Кафолической Церкви или через дурные дела сообщается с диаволом, тот — неверный”15.

3.  Жизнь по вере: вера и дела

Когда мы принимаем евангельское благовестие, то становимся на начальную ступень веры. “Вначале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения. А после того, как вера уже внедрена, мы нуждаемся в помощи Святого Духа, чтобы она пребывала посто­янной, непоколебимой и неизменной”16, — поучает Иоанн Златоуст. В евангельской притче о сеятеле говорится, что вера, ограниченная внешним и поверхностным принятием слова Божия, еще не истинна и не плодотворна. Истинной она становится тогда, когда человек, принимая слово Божие, в то же время углубляет и укореняет его в своем сердце (делает его доброй почвой). От нас требуется глубокое усвоение услышанного, иначе от первых же искушений все посеянное погибнет. Но и это еще не все. Истинная христианская вера должна сопровождаться всецелым влечением, устремлением верующей души к Богу, а это значит, что она неотделима от любви к Нему. Вместе с тем, по слову ап. Иуды, человеческая вера служит основанием, на котором покоится любовь Бога к Своим чадам (Иуд. 1, 20-21).

Говоря о любви к Богу, мы необходимо должны коснуться “школьного” богословского вопроса о соотношении веры и добродетели в деле спасения. Какая вера может послужить нашему оправданию перед Богом? Требуется от нас лишь доверие к Нему, а остальное Он Сам совершит или мы можем заслужить себе спасение трудами?

В разъяснение этих вопросов преподоб­ный Симеон Новый Богослов (X-XI) пишет так: “Вера и добрые дела неразрывно связаны. Вера нужна для доб­рых дел, но добрые дела совершаются не для веры, а посредством веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и уго­дить Богу. Потому что ради веры нисходит благодать Господа на­шего Иисуса Христа на того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. У кого велика вера, тому подается и великая благодать, у кого мало веры — мало и благо­дати. Нужно помнить, что одна вера, даже истинная и православ­ная, не принесет никакой пользы тому, кто верует без добрых дел. Проявлением веры служит сила, исходящая от веры. Проявлением же силы служит ревность к заповедям Божиим и богоугодным делам. Ибо для оживотворения (выражения веры) необходима сила, обладая которой, можно это совершать. Поскольку невоз­можно угодить Богу без веры (но только добрыми делами по ве­ре), то явно, что вера дает силу творить добрые и богоугодные дела; по воле Божией. Вера же не только в том, чтобы веровать во Хри­ста и во все слова Его, но больше в том, чтобы дерзать о Христе и в сердце носить уверенность, что силой Христовой мы можем и освободиться от зла, и совершить всякую добродетель”17.

Раздельное упоминание о вере и делах в Догматическом богословии нужно понимать лишь как методический прием, ибо для правильного понимания обычной формулы учения о вере и делах необходимо условие — мыслить веру и дела нераздельно соединенными, всегда совместными условиями спасения. Таков смысл учения Православной Церкви. В Откровении ясно указывается на совместимость и нераздельность веры и добродетели — во Христе имеет силу “вера, любовью споспешествуемая” (Гал. 5, 6). Или, более точно в русском переводе, “вера, действующая любовью”. В любви вера получает свою жизненную энергию, без которой и само ее бытие немыслимо. Но и любовь возникает у человека только при вере, в ней черпает свои силы и крепость.

Пути веры могут быть различны. Один человек должен путем постоянного и продолжительного возгревания веры делами любви научиться самоотречению ради Бога, другой — в сам момент возрождения бесповоротно отрекается от себя и всем своим существом устремляется к Богу. Поэтому, одинаковую награду, согласно евангельской притче, могут получить и пришедшие в первый час, и пришедшие в последний (Мф. 20, 1-16).

Святитель Феофан Затворник называет веру пособницей к образованию нового уклада жизни18: вера спасает человека, потому что понуждает его изменить весь уклад своей жизни; рождает осознание того, что “я воспринимаю милость Божию, которую ничем не заслужил своей предыдущей жизнью”. И только это осознание предполагает самоосуждение себя грешником и желание не оставлять путь приближения к Богу. Дела при этом имеют значение лишь постольку, поскольку служат выражением соответствующего расположения духа. Главное в том — чем живет человек и куда стремится. Поэтому, истинно верующий, все стремление которого к Богу, не может не творить добра: дерево доброе, по Евангелию, приносит и плоды добрые (Мф. 7, 17). Каковы же они?

4. Плоды веры

Святитель Тихон Задонский называет их сладкими плодами любви: терпе­ние, кротость, милосердие, верность, воздержание, брато­любие, миролюбие и прочие христианские добродетели. “Это плоды доброго дерева, — говорит он, — это приметы доброго сердца, очищен­ного верой Христовой, это свидетели живущих “не по плоти, но по духу” (Рим. 8, 1)”19.

Поэтому тот, кто желает жить по духу, да последует совету великого учителя Церкви, Иоанна Златоуста, сказавшего, что если мы желаем иметь твердую веру, то должны вести чистую жизнь, которая располагает Святого Духа пребывать в нас и поддержи­вать в нас силу веры20. А тем, кто еще ищет, сомневается, он представляет пользу веры, говоря так: “(вера) не обманывает обладаю­щего ею, не изменяет приобретшему ее; она не может быть похи­щена ворами, недоступна для грабителей, ее охраняет Бог, ради нее с готовностью дарующий всем все необходимое”21. А по сему,  от того как и во что мы веруем зависит и результат. “По вере вашей, — говорит Господь — да будет вам”. Живущий же искренно по вере христианской становится наследником жизни вечной в Царстве Пресвятой Троицы.

Примечания

 1 В оригинале: которые носим имя Христово.

 2 Святитель Кирилл, архиеп. Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. Огласительное поучение 5-е. М., 1991.

 3 Там же.

 4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона, электронное издание. IDDK, Мультимедиа-издательство “Адепт”, 2002. Статья о категории “вера” (электронное издание).

 5 Симфония по творениям свт. Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: “Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении” доцента архим. Иоанна Маслова. Загорск, 1981. Т. 1-5. С. 257-258. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.

 6 Еп. Феофан (Говоров). Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. М., 1890. С. 401-403. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.

 7 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. Изд-е 2-е, СПб., 1906. Т. 12. С. 445. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.

 8 Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона… Там же.

 9 Даниловский благовестник. Ч. 1. Доказательство существования Бога на примере порядка во вселенной.

 10 Пирогов Н.И. Сочинения. СПб., 1888. Т. 1. С. 168. Цит. по: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. М., 2001. С. 65.

 11 Точнее сказать, человек сочетает свою волю с волей Небесного Отца.

 12 Иоанн Кронштадтский, прот. Моя жизнь во Христе. Т. 1. М., … С. 242.

 13 Борис Левшенко, иерей. Догматическое богословие (курс лекций). М., 1996. С. 143.

 14 Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Изд-е 5-е. Ч. 8. 1914. С. 108. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.

 15 Свящ. Григорий Дьяченко. Уроки и примеры христианской веры. Опыт катехизической хрестоматии. СПб., 1900. С. 13. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.

 16 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. Изд-е 2-е, СПб., 1897. Т. 3. С. 281. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.

 17 Преподобного Симеона Нового Богослова слова. Изд-е 2-е. М., 1892. Вып. 1. С. 170. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.

 18 Конспект лекций по догматическому богословию. Св.-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1993. С. 270.

 19 Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Указ. соч. С. 308-309.

 20 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. Изд-е 2-е, СПб., 1897. Т. 3. С. 285. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.

 21 Творения иже во святых отца нашего Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. Изд-е 2-е, СПб., 1906. Т. 12. С. 899. Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т. 5. М., 1986.