Неделя Православия в Москве

Праздник Торжества Православия имеет в христианском мире древ­нюю историческую традицию. Целью такого торжества с давних пор было исповедание Евангельского Откровения, неповрежденно храни­мого Церковью со времен Апостолов, а также открытое обличение раз­личных ересей и заблуждений с возглашением им "анафемы". О том, как этот "чин" совершался в древней столице Святой Руси, мы и хотим вам рассказать в этом небольшом очерке.

С принятием на Руси христианства, из Греции перешла к нам и традиция празднования "Недели Православия". Это воскресенье в России именова­лось "соборным", во-первых потому, что Торжество Православия было ус­тановлено Собором св. отцов, а во-вторых - совершалось празднование исключительно в соборных церквах - главных храмах города. Чин Торжества Православия известен в Москве с XVI века, со времен первых Всероссийс­ких патриархов. Этому празднику раньше предшествовало еще и свя­щеннодействие в воспоминание Страшного Суда (в воскресенье на Масленице), прекращенное с после­дним патриархом Московским при Петре I. И то и другое священнодей­ствия происходили в присутствии царя на площади перед Успенским Собо­ром.

Еще накануне Недели Православия ключари Успенского собора посыла­ли сторожей во дворец готовить для св. икон аналои, обитые красным сук­ном, а затем выносить их на площадь перед собором. Патриарху готовилось место напротив иконных кресел. Ког­да собирались все бояре и власти го­рода, патриарх торжественно входил в храм, прикладывался ко всем ико­нам, а затем выходил на площадь встречать царя. Царь в своем государ­ственном наряде и регалиях шество­вал из грановитой палаты на собор­ную площадь, и они уже вместе с пат­риархом шли на божественную литур­гию.

По окончании воскресной службы начиналось само действие Торжества Православия. Нередко в Москву-Третий Рим в эти дни приезжали и Все­ленские патриархи, Константинополь­ский и Антиохийский, и принимали участие в празднике.

В самом начале торжества прото­диакон испрашивал у Господа, дабы Он соблюл Свою Церковь от всяких ересей и суеверий, оградил Ее миром и силою Св. Духа, обратил всех от­ступников к познанию Христовой Ис­тины, а верных укрепил непоколеби­мыми в правоверии. За этим следо­вало чтение Апостольских посланий и Евангелия. Потом Патриарх возносил благодарственную молитву Богу, пос­ле чего на амвон восходил протодиа­кон и торжественно произносил Сим­вол веры. Свидетельствуя перед всей церковью о постановлениях Вселенс­ких Соборов, протодиакон затем ука­зывал и на еретические учения, вол­новавшие на протяжении истории Церковь Христову, и грозно возглашал им "анафему".

Когда при первых русских патри­архах в Успенском соборе возглаша­лась анафема, - внушительное и гроз­ное событие, - то это отражалось и во внешних действиях священнослу­жителей. Патриарх, архиереи, пред­ставители гражданской власти все время стояли с зажженными свечами, а при возглашении анафемы опуска­ли свечи вниз и загашали. Это озна­чало, что отлученные от Церкви ли­шаются света благодати, остаются во тьме вне Ее спасительной ограды. При произнесении протодиаконом "анафе­мы" была также традиция петь триж­ды это слово: причем сначала пели патриарх и священнослужители, а за­тем хор.

Заканчивался праздник пением вечной памяти патриархам Констан­тинопольским, Византийским импера­торам, потрудившимся сохранить в чи­стоте православную веру, а также многолетием Царю, патриарху и на­роду православному. После этого все прикладывались к лежащим на укра­шенных аналоях иконам, а хор пел зак­лючительную хвалебную песнь Святой Троице.

Интересно отметить, что в царс­кой России был обычай предавать анафеме не только лжеучителей, но и клятвопреступников, изменников царю и государству. Так был анафематствован Григорий Отрепьев, Сте­пан Разин, Мазепа. Императрица Ека­терина II запретила предавать анафе­ме Емельяна Пугачева лишь из-за того, что хотела совершенно изгла­дить из памяти его имя. Своим ука­зом она повелела не упоминать его ни в каких грамотах и государствен­ных актах.

Следует также упомянуть, что день Торжества Православия в 1613 году был днем избрания на царство Миха­ила Федоровича Романова. Для рус­ского народа это имело глубокий сим­волический смысл: в лице царя Ми­хаила православные люди видели Михаила Архангела - защитника веры Христовой, блюстителя нравственных идеалов Святой Руси.

В. Ларионов.

Меню раздела

  • Неделя Православия в Москве