Саровская Успенская Пустынь и ее старцы

Уважаемые участники конференции: Преосвященнейший владыка, всечестные отцы, братья и сестры во Христе!

1. История основания монастыря

Начало знаменитой теперь Саровской пустыни, по свидетельству ее основателя, монаха Исаакия, было положено в XVIII веке, а если быть точным, то в 1706 году. Летописные источники упоминают о том, что задолго до этого времени на месте будущего монастыря происходили чудесные явления: по ночам иногда с неба сходил свет, нередко был слышен колокольный звон, хотя по всей окрестности простирался густой, непроходимый лес и нигде поблизости не было селений.

Существует предположение, что на месте Сарова стояла древняя русская крепость, взимавшая дань с мордвы. Когда молва о богатом крае, торговавшем с Ираном и Персией, дошла до Великой Империи Чингиз-хана, то, наряду с Волжской Булгарией и русскими княжествами, эти места надолго вошли в сферу ее интересов, а затем – и Золотой Орды. Известно, что край был покорен татарами в 1298 году, и на месте будущей Саровской пустыни был построен город Сараклыч (тюрк. – «золотая сабля»), который был «царственнейшим градом» и собирал дань с населения покоренной округи.

Недолго, всего девяносто лет, служил этот город столицей. В 1389 году, при великом князе Димитрии Иоанновиче и сыне его Василии, последний его правитель, князь Бехан, покинул город. Место пришло в запустение и было прозвано Старым городищем. Страшный разгром стал причиной того, что территория городища 300 лет оставалась пустой. За этот довольно большой промежуток времени рядом со Старым городищем пролегла Большая посольская дорога, которая соединила юг России с Москвой. На ней хозяйничали разбойники, грабившие путников и жившие на Старом городище. Об их многочисленных кладах до сих пор в памяти народной остались многочисленные легенды, которые передаются из поколения в поколение.

Место Старого городища было весьма живописным – высокая гора у слияния рек Сатиса и Саровки, многочисленные ключи, бьющие из-под нее. Эта первозданная красота привлекла к этому месту монахов, ходивших Посольским трактом. Первым жителем здесь был инок Феодосий, пришедший сюда из Пензенского монастыря приблизительно в 1664 году. Более пяти лет прожил он один, а иногда и вместе с приходившими. Видел, как на Старом городище разбойники делили свою добычу. После него здешним насельником был монах Герасим из Красной слободы, проживший в одиночестве 10 лет. Герасим видел, как местные крестьяне лопатами и мотыгами рыли Саровскую гору, надеясь отыскать сокровища Сараклыча, но вместо клада нашли шесть каменных крестов и один медный, складной, с углублением для святых мощей. Впоследствии этот медный крест стал великой святыней Саровской пустыни и хранился на почетном месте в Саровских пещерах. Перед революцией о нем упоминал прот. Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя».

Через некоторое время Господь благоволил привести на это место первоначальника и основателя Саровской обители – Иоанна Федорова.

Из его жизнеописания известно, что родился он в 1670 г. в семье церковного дьячка в селе Красное Арзамасского уезда. В юности Иоанн сподобился видения иконы Божией Матери, которая стояла в воздухе, над храмом, ликом обращаясь к нему, как бы призывая его к Себе. Иоанн воспринял это видение как зов Божий к монашеству, но вскоре позабыл об нем. Однако, вскоре Господь снова посетил его своим откровением, Иоанн услышал глас: «Время тебе, о душа, время тебе обращения и исполнения своего обещания: Господь во всем благом будет тебе помощник». Страх и трепет объял его сердце, и тогда он уже твердо решился исполнить свой обет. 6 февраля 1689 года, в 19 лет он принял постриг в Арзамасском Введенском монастыре с именем Исаакий, а через три года переселился в пустынные Саровские леса. Многие в то время приходили испытать пустынного отшельнического жития, но, не выдержав трудностей, возвращались в обжитые места.

В XVII веке в Саровских лесах стали появляться скиты и поселения раскольников-старообрядцев. Исаакию случалось почасту встречаться и беседовать с ними. Заблуждения раскольников возбуждали в нем скорбь и сожаление, но он долго и крепко боролся с искушением проповедовать среди заблудших. Обращение их устраивал Бог – после того, как через непринужденные беседы раскольники начали обращаться к православной вере. Серафимо-Дивеевская летопись упоминает об именах Ивана Корелина, монаха Филарета, которые были известны в то время и были в числе первых возвратившихся в лоно Церкви из раскола.

Вышедший царский указ – Петра I – считать всех монахов, живших без церквей, раскольниками побудил Исаакия к скорому строительству церкви, и он всецело занялся устройством монастыря. В феврале 1706 года пустынножители начали валить лес, в мае на городище уже высился сруб, а 16 июня 1706 года первый храм Саровской пустыни в честь иконы Божией Матери Живоносный источник был освящен. Эта дата считается днем основания Саровского монастыря. На торжественное освящение храма в пустынь собрались тысячи людей. Жители села Кременки даже пришли крестным ходом, принеся в дар иконы, два колокола, книги и прочую церковную утварь.

Вместе с первой церковью возникает монашеское общежительное братство. С единодушного согласия Исаакий пишет устав Саровской обители согласно строгим древним образцам, который впоследствии, в свою очередь, послужил образцом для многих монастырей России. 5 февраля 1709 года Исаакий был утвержден грамотой патриаршего приказа настоятелем Саровской пустыни, ставшей уже самостоятельной. Главной его заботой стало украшение обители храмами Божиими.

Через три года, в 1712 году, обитель постиг страшный пожар, она сгорела дотла и ее восстанавливали фактически из руин. Уцелела только церковь Живоносного источника. Зависть к скорому восстановлению зданий побудила некоторых клеветников распространять в народе слухи, что монахи нашли клад и на эти деньги строят здания и покупают земли. Вследствие этих слухов в 1712 и 1731 годах монастырь подвергался нападениям «лихих людей», которые избивали монахов, наносили увечья, пытали их и грабили имущество монастыря.

Жизнь первоначальника проходила во многих заботах и попечениях о монастыре. Много судов и споров пришлось ему перенести из-за земельных владений, и только в 1730 году императрица Анна Иоанновна своим Указом навечно утвердила за Саровской пустынью все имеющиеся земли, сенные покосы и рыбные ловли, положив конец междоусобицам. К этому времени пустынь владела 26 тысячами десятин земли.

По неведомому нам Промыслу Божию свой земной путь первоначальник пустыни, иеросхимонах Иоанн (схиму он принял в Москве во время тяжелой болезни) окончил в тайной канцелярии Санкт-Петербурга, обвиненный в сообщничестве с раскольниками.

2. Деятельность настоятелей Саровского монастыря

При втором настоятеле монастыря, Дорофее, монастырский архитектурный ансамбль приобрел законченный вид. В монастыре были построены помещения для различных работ: хлебная и поваренная, трапезная, просфорная, столярная, портная. Были две кузницы и конюшня. В виде послушаний монахи исполняли все работы, необходимые для монастырского хозяйства: возделывали землю, косили сено, собирали грибы и ягоды, ловили рыбу. Они плели лапти, делали четки, изготавливали свечи.

В середине 50-х годов XIX века монастырь достиг своего экономического расцвета. Великолепные здания храмов, золоченые иконостасы, красота церковной службы производили неизгладимое впечатление на многочисленных паломников, приходивших в монастырь со всех концов России.

Большинство богомольцев шло в Саров по широкому тракту Арзамас – Темников. Перед поднимавшимися на Саровскую гору паломниками открывалась площадь, где стояли монастырские гостиницы. Их было несколько – дворянская, купеческая и простонародная. У входа в монастырь, перед колокольней, находилась базарная площадь, где путники мог купить себе все необходимое в дорогу, а также приобрести памятные подарки на добрую память о посещении святой обители.

Монастырская колокольня, высотой 81 метр, сохранилась до наших дней и является в полном смысле визитной карточкой Сарова: ее изображение присутствует на гербе Города. Строилась она десять лет, с 1789 по 1799 год. В праздничные дни посетителям монастыря разрешалось подниматься на обзорные площадки. В хорошую погоду с них можно увидеть колокольню и храмы женского Серафимо-Дивеевского монастыря, которые находятся на расстоянии 14-ти км. Часто звонарями Саровской обители были слепые монахи.

Всего в монастыре было 9 храмов. Главной святыней и украшением Саровской пустыни был Успенский собор – это величественное сооружение строилось саровскими монахами по образцу: Киево-Печерского Успенского собора. Это было первое каменное здание Саровской пустыни. Оно строилось на деньги, пожертвованные московским купцом Демидовым, за что называлось Демидовской церковью.

Заложенный в 1730 г. и оконченный в 1744 г., вначале он был небольшим храмом простой архитектуры. Затем, в 1770 году, по инициативе настоятеля Ефрема, когда увеличились потребности (а вместе с тем и средства обители), к нему был пристроен храм больших размеров, вдвое выше и с главою. На его стенах была надпись: «Сей дом Отец создал, сей дом Сын утвердил, Сей дом Дух Святой обновил и прославил». 15 августа (ст.ст.) 1777 года, в день Успения Богородицы, храм был освящен. Прежний храм был сделан алтарем. Но вскоре и этот храм оказался тесным для массы богомольцев, и вот, к прежнему (второму) храму был присоединен новый – громадный пятиглавый собор. Прежний храм был обращен в алтарь главного придела, а алтарь бывшего до того храма (первоначальный храм) – в ризницу.

У его стен были захоронены многие Саровские настоятели, а с юго-восточной стороны, у алтаря, похоронены два знаменитых Саровских отшельника – схимонах Марк-молчальник и преподобный Серафим Саровский. Во времена Советской власти, в 1951 году, собор был снесен.

При входе в монастырь внимание паломников привлекал еще один соборный храм – в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Он неоднократно перестраивался. В 1706 году всего за 50 дней была возведена деревянная церковь, давшая жизнь обители. В 1752 году было воздвигнуто однокупольное каменное здание. Окончательный вид, с пятью куполами, храм приобрел в 1846 году. Главной ценностью собора была особо чтимая и богато украшенная икона Пресвятой Богородицы, Ее Живоносного Источника. Она находилась за правым клиросом, и была, по преданию, принесена первыми основателями пустыни. Перед ней часто молился прп. Серафим. От этой иконы многие получали исцеление, молясь перед ней по совету старца. В 1953 году храм был взорван.

Необходимо сказать несколько слов и Саровских пещерах. Возникновение целого подземного города с улицами, кельями и подземной церковью относится к самым ранним годам Саровского монастыря. Подземные кельи, куда удалялись монахи, желавшие более строго уединения, напоминают таинственные затворы киевских пещер, их достопримечательностью являются железные кресты, пояса и вериги – очень тяжелые, принадлежавшие подвизавшимся схимникам.

В 1709 году в подземельях была устроена церковь, которая сохранилась до нашего времени, размером всего 6х9 метров. Разрешение же на ее освящение было получено с большими трудностями. Митрополит Стефан Яворский разрешил ее открыть только после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер царя Петра I, 30 мая 1711 года. Царевны прислали для подземного храма иконостас, священные сосуды, книги и пожертвования. Церковь освятили во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, однако службы в ней проходили редко – из-за несовершенной системы вентиляции и большой сырости. Известно, что по этой причине там стоял чугунный (!) иконостас, который затем заменили на медный, посеребренный, с медными позолоченными иконами. Многоуровневая система ходов за годы существования обители была развита настолько, что охватила всю территорию монастыря. В настоящее время пещеры находятся в стадии реставрации.

Выйдя из саровских подземелий и поднявшись по лестнице, паломники шли в храм, построенный специально для прославления великого подвижника Саровской пустыни иеромонаха Серафима. Заложен он был в 1897 году, еще до того, как Серафим Саровский был канонизирован. Келья отца Серафима – как дорогое сокровище – находилась внутри храма, в ней хранились его вещи. Со временем келью украсили росписью и сделали над ней главку с крестом.

В келлии прп. Серафима были собраны сохранившиеся его вещи: мантия, шапочка, четки, два нательных креста, часть камня, на котором он молился, и Евангелие, обгоревшее во время пожара при его кончине. Сегодня часть святынь, связанных с жизнью Преподобного, находится в Серафимо-Дивеевском монастыре.

К храму преподобного Серафима Саровского примыкает здание монастырской трапезной, которую построили в 1828 году. В здании храма до недавнего времени располагался драматический театр. Келья старца была разрушена, но фундамент ее сохранился. Трапезная использовалась как театральное фойе. Сейчас храм восстановлен и освящен Святейшим Патриархом в дни празднования 100-летия со дня прославления Преподобного.

В Саровской церкви прпп. Зосимы и Савватия тоже была своя достопримечательность – престол из кипарисового дерева, который прп. Серафим лично вырезал и утроил своими руками.

Был в Саровской пустыни и кладбищенский храм, в честь всех Святых. Его строили на пожертвования из многих городов России, в том числе из Москвы, Ростова, Орла. Храм был выстроен в 1832-1834 годах в стиле классицизма и предназначался для отпевания паломников, пришедших получить в Саровской обители душевное и телесное исцеление, но обретших здесь вечный покой.

Другая церковь, св. Иоанна Предтечи, располагалась не на горе, как остальные саровские храмы, а у ее подошвы, на высоком арочном подклете. Это связано с тем, что она стояла прямо над источником, бившим когда-то из-под горы. Поэтому, неофициальное название церкви – «храм над колодцем первоначальника». Освящена 13 сентября 1752 года. В 1820-1824 годах по желанию благотворителя Федорова церковь была сделана трехпрестольной: помимо главного престола, сохраненного во имя Иоанна Предтечи, два дополнительных престола в приделах были посвящены святым дня рождения и тезоименитства Федорова – апостолу Иакову Алфееву и Кириллу Иерусалимскому. Источник под церковью Иоанна Предтечи использовался для монастырского водопровода. К бассейну, в который он был заключен, по праздникам совершался крестный ход и там служились молебны с водоосвящением.

В одной версте на юго-восток от Саровской пустыни находится источник о. Серафима, выкопанный им самим; над ним устроили часовню, а рядом были поставили купальни. Множество больных получали здесь дивные исцеления от своих недугов.

(В 1903 году в монастыре находилось 70 монахов и 240 послушников).

3. О старцах

Пустынь прославилась именами великих подвижников и старцев – Назария, Дорофея, Илариона, Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, как прп. Серафим, который, кстати, называл Саровских старцев «огненными столпами Божиими».

Саровскую пустынь называли «Академией монашества», и это соответствовало действительности. Одним из первых монахов, которого взяли для помощи другому монастырю, был иеромонах Назарий. Сын причетника села Аносова Кадомского уезда Тамбовской губернии, он родился в 1735 году. Мирское имя его было – Николай. В Саровскую пустынь он пришел в 1752 году, а в 1760 году был пострижен в монашество с именем Назарий и через несколько лет рукоположен в иеромонахи. До отъезда из Сарова он некоторое время жил в лесу, в пустынной келье, вдали от монастыря. И вот, по указу члена Святейшего Синода архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила, его перевели в Петербургскую епархию и назначили настоятелем бедствовавшего тогда Валаамского монастыря – для его подъема и восстановления. Саровской братии было жаль отпускать Назария. В ответ на запрос из столицы они послали письмо о том, что Назарий-де не отличается большим умом и не годится для управления монастырем. На что митрополит Гавриил, раскусив эту хитрость, говорят, ответил: «У меня много своих умников. Пришлите мне вашего глупца». Около 20 лет управлял Назарий Валаамом, это были определяющие для развития монастыря годы. Из малого и бедного он превратился в один из ведущих монастырей Российской империи. При строительстве как внутренней жизни, так и внешнего облика обители Назарий брал за образец Саровскую пустынь.

Известно также, что Саровский иеромонах Иларий был направлен в Курский Коренной монастырь, иеромонах Анастасий – в Югскую пустынь, иеромонах Никандр – во Флорищеву пустынь, иеромонах Арсений – в Краснослободский монастырь и т.д. Но некоторые старцы отказывались от должностей и принятия священства, не желая лишаться уединенной жизни. Был случай, что саровский монах уклонился от епископского сана, по своему смирению.

Есть еще одно имя, которое было известно на всю Россию, но ушло в тень после того, как засияла звезда преподобного Серафима Саровского. Это схимонах Марк-молчальник. В течение 60 лет он жил и отшельничал в Саровской пустыни. Его называют предтечей старца Серафима. Оба они были родом из Курска, оба купеческого звания, вместе жили в обители 40 лет и похоронены рядом.

Схимонах Марк родился в 1737 году в городе Курске в купеческой семье Аксеновых. Родители назвали его Михаилом. С детских лет он был замкнут и молчалив. Не приспособившись к мирской жизни, в 1757 году он пришел в Саровскую пустынь. В нем проявились черты юродства, странность его речей саровским монахам казалась неуместной и даже неприличной. Он то жил в монастыре, то покидал его, изгоняемый, и уходил отшельничать в саровский лес. Но в его речах стали замечать прозорливость, и потому настоятель Саровской обители Пахомий дал ему отдельную келью.

В 1784 году Михаил был пострижен в монахи с именем Мефодий, но в монастыре не остался, а ушел в лес на берег реки Саровки. На горе у ручья ему поставили деревянную келью. Там у него был огород, овощи с которого он раздавал приходящим к нему посетителям. Им же он раздавал спички, которые делал сам. Себе же ничего не брал, кроме свечей. «Излишнее никогда не полезно», – говаривал старец. При принятии схимы ему дали имя Марк. Он редко давал устные ответы, чаще писал их углем на стене или тростью на земле.

В своей келлии старец не имел самого необходимого: все имущество его состояло из ветхой рогожки и деревянного обрубка, служивших ему ложем, двух выдолбленных тыкв для пищи и воды, и нескольких орудий для возделывания огорода и делания серных спичек, что в зимнее время служило ему келейным занятием. В странствованиях своих по лесу старец носил на своей груди икону Пресвятой Богородицы, единственное сокровище свое и богатство, в руках же – толстый посох с крестиком на верху. Водрузив посох в землю, он ставил на него носимую с собою икону Божией Матери и пред нею совершал свои пустынные молитвословия. Во все двунадесятые праздники приобщался он неопустительно Святых Христовых Таин, иногда же приступал к ним и в простые дни по внутреннему влечению Боголюбивой своей души.

Благодатный старец, достигший великого преуспеяния в молитве, помогал ею и другим ко благу душевному; прозорливым же оком своим проникал иногда в глубину сердечную людей, искавших от него назидания и благословения.

Однажды его посетили два странника-богомольца. Старец встретил их на пороге своей келлии, дал приложиться к висевшей на груди иконе, и потом, оторвав лоскут своей ветхой многошвенной одежды, дал его одному из посетителей, сказав: «отмахнись, батюшка, от комаров, чтобы не туманили они тебе голову». Выйдя от старца, этот посетитель поведал своему спутнику, что действительно непотребные помыслы весьма стужали ему во всю дорогу, как шли они к старцу, но только исполнил он совет прозорливого старца и обмахнулся данным ему лоскутком, как тотчас ощутил мир и прекращение мысленной брани: помыслы злые рассеялись, как комары, и причиняемое ими смущение заменилось спокойствием души.

За стремление к уединению подвижника прозвали Марк-молчальник, скончался он в 1817 году.

Яркой звездой на православном небосклоне засиял новый святой земли русской – преподобный Серафим Саровский и всей России чудотворец, к которому люди стремились со всех концов России. Не может не вызвать удивления его великая любовь к людям. От старца Серафима щедро исходили милосердие, сострадание, любовь, которые так необходимы всем нам. И многих приходивших в Саровскую пустынь он исцелял, примирял, наделял удивительным душевным покоем, давал уверенность в жизни.

Особенной любовью он пользовался у простого народа, его учение было понятно каждому: старец Серафим говорил, что цель земной жизни заключается в стяжании мирного Духа Святого. С особой любовью он принимал к себе тех, кто стремился к праведной жизни.

20 ноября 1778 года, еще как Прохор Мошнин, пришел он в Саровскую пустынь. Восемь лет проходил обычный путь послушника: был келейником у старца Иосифа, работал в хлебне, был будильником, ходил на рубку леса, занимался столярными работами и в монастырских списках числился как «Прохор-столяр».

13 августа 1786 года Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим («пламенный»), а скончался он 2 января 1833 года – то есть, 47 лет провел в монашеских трудах.

Из всего благодатного опыта прп. Серафима хотелось бы привести один пример его высокой любви к Богу: со дня возведения в сан иеродиакона он, храня чистоту души и тела, в течение 5 лет и 9 месяцев почти непрерывно находился в служении. Все ночи на воскресные и праздничные дни он проводил в бодрствовании и молитве, неподвижно стоя до самой литургии. По окончании же каждой Божественной службы, надолго оставался в храме, приводил в порядок утварь и заботился о чистоте алтаря Господня. Господь, видя ревность и усердие, даровал о. Серафиму силу и крепость, так что он не чувствовал утомления, не нуждался в отдыхе, часто забывал о пище и питье и, ложась спать, жалел, что человек подобно ангелам не может непрерывно служить Богу.

Из последующих строителей Саровской обители можно упомянуть имя иеромонаха Ефрема.

Иеромонах Ефрем (Евдоким Андреевич Короткой, Тула), названный в Серафимо-Дивеевской летописи великим монахом, был замечателен своею строгой жизнью, терпением, твердостью в искушениях и непоколебимой надеждой на промысл Божий. Он имел природный дар искусно петь, читать и служил живым правилом и уставом для братии. Собственной рукой он переписывал богослужебные книги. Как опытный в духовной жизни наставник, старец Ефрем снискал к себе глубокое уважение и в отдаленных от обители краях; слух о его добродетельной жизни достиг святителя Тихона Задонского, который имел со старцем духовную переписку.

В 1775 году наступили голодные годы, в которые люди питались смесью хлеба и желудей или гнилой древесины. Настоятель Ефрем, проникнутый чувством сострадания к страждущим, приказал довольствовать всех приходящих в обитель и каждый день в пустыни кормили по несколько сот, а то и тысяч человек. На ропот монахов он ответил: «не знаю как вы, а я расположился доколе Богу будет угодно за наши грехи продолжать глад, лучше страдать со всем народом, нежели оставить их гибнуть от глада. Какая нам польза пережить подобных нам людей? Из них, может быть, некоторые до сего бедственного времени и сами питали нас своими даяниями». И приказал кормить народ по-прежнему, сказав, что недостатка в пище не будет. И, действительно, спустя несколько дней в монастырь пришел обоз с хлебом, возов около 50-ти. Неизвестный благодетель дал хлеб, оплатил провоз и приказал отвезти все в Саровскую пустынь. Остаток дней перед смертью Ефрем проводил в безмолвии и скончался 86-ти лет.

После него настоятелем стал о. Пахомий (Борис Назарович Леонов, Курск), управлявший обителью 18 лет. О нем известно, что он строго наблюдал за исполнением устава, всегда присутствовал на богослужениях, был хорошим проповедником, его уважали за благоговение, постничество, скромность и добродетельную жизнь. В настоятельство о. Пахомия Бог совершил чудо для всей обители: наполнил закрома хлебом и житом по молитвам о. Пахомия и братии монастыря. Прп. Серафим видел это собственными глазами, что утвердило его в промысле Божием.

Среди благочестивых обычаев Саровской пустыни можно упомянуть о том, что на праздник Покрова Богородицы в пустыни поддерживался обычай раздавать бедным и нуждающимся одежду и обувь. Такой была жизнь монастыря во время его духовного и экономического расцвета, но пришло время, когда всей России пришлось пострадать за отступление от Бога.

4. Советское лихолетье

Еще в 1914 году, когда началась Первая мировая война, и Саровская обитель посильно помогала фронту, снаряжая послушников в действующую армию, отправляя посылки с теплыми вещами. Всего тогда на фронт ушло около ста человек, среди которых были и убитые и раненые. После окончания войны поток богомольцев резко уменьшился, но, все равно, Саровскую пустынь посещало 2-3 тысячи человек в день. Она продолжала быть важнейшим духовным центром, куда стремились попасть православные со всей России.

Смена власти в России после Октябрьской революции положила конец мирной монастырской жизни. Из города Темникова в Саров прибыл инструктор, чтобы учредить здесь коммуну. Монахи попытались обратиться с просьбой организовать у себя трудовую артель с уставом, близким к монастырскому, однако земельный отдел города Темникова посчитал, что монахи по своей гражданской незрелости неспособны к самоуправлению и проявлению инициативы в ведении большого хозяйства на новых социалистических началах. И вскоре начались экспроприации.

В сентябре 1918 года в обитель приехала опергруппа ОГПУ с требованием внести взнос в размере 300.000 рублей, а в ноябре на Саровскую пустынь был наложен единовременный чрезвычайный налог в размере 1.000.000 рублей. В декабре начались обыски по кельям с изъятием имеющихся ценностей, но «предметы культа» на этот раз не тронули.

Вслед за этим началась кампания по вскрытию и ликвидации мощей православных святых. В ноябре 1920 года было принято решение о вскрытии мощей прп. Серафима Саровского. Для этого создали специальную комиссию в количестве 157 (!) человек. 17 ноября 1920 года эта комиссия собралась в монастыре, и, несмотря на протесты верующих и священнослужителей, вскрыла раку с мощами преподобного старца. Чтобы избежать прикосновения к мощам рук безбожников, вскрывали мощи два иеромонаха – Маркелин и Руфин. После этого мощи прп. Серафима закрыли стеклянной рамой и выставили на общее обозрение.

В апреле 1922 года в Темниковском уезде была образована комиссия по изъятию церковных ценностей. В первый приезд комиссии в Саров было изъято 9 кг жемчуга и 150 кг серебра. Во вторую кампанию было изъято и вывезено более 700 килограммов серебра, а также – золото, жемчуг, алмазы, бриллианты.

К концу 1925 года из-за религиозного влияния на округу Саровский монастырь решили закрыть. Монастырь праздновал 23 годовщину канонизации прп. Серафима, и в Саров приехало около 11.000 паломников из многих городов России, так как большинство монастырей по России были закрыты. В марте 1927 года решением Советского правительства монастырь упразднили. Оставшиеся имущество и строения были переданы в ведение Нижегородского управления НКВД, которое организовало в его стенах детскую трудовую коммуну. Просуществовала эта коммуна недолго – всего 3 года. В 1930 году ее воспитанники вели узкоколейную железнодорожную линию от станции «Шатки» до Сарова, а в ноябре 1931 года коммуна была закрыта, и основная масса подросших ребят была направлена на Горьковский автозавод.

После детской колонии НКВД организовал здесь исправительную трудовую колонию для подростков и взрослых заключенных. Силами заключенных была запущена деревообрабатывающая фабрика, на которой изготавливали кузова для горьковских автомобилей. Позже был построен специальный цех для производства коньков и санок. В ноябре 1938 года исправительную колонию также ликвидировали. В послевоенные годы на территории Сарова и монастыря располагались закрытые объекты военного назначения, принадлежавшие Ядерному Центру.

5. Современность

После 1927 года, когда был окончательно закрыт Саровский монастырь, в городе 62 года не было священнослужителей, не совершалась церковная служба. Вновь богослужение возобновилось 26 сентября 1989 года при архиепископе Нижегородском и Арзамасском Николае, который посетил город и отслужил молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому на его Дальней пустыньке. А всего за два года до этого переломного события местные власти еще выставляли к 1-му августа на всех дорогах и тропинках к Дальней пустыньке милицейские кордоны, чтобы не допустить верующих помолиться на этом святом месте.

В Сарове православный приход возник в 1990 году. Через год его впервые город посетил Святейший Патриарх Алексий II. Это событие стало большим духовным торжеством для жителей города. Священнослужители в сопровождении нескольких тысяч горожан крестным ходом прошли путь от Сарова до Дальней Пустыньки прп. Серафима: река людей на шоссе в саровском лесу растянулась на несколько километров. Святейший Патриарх освятил крест на месте келии, где подвизался Преподобный, и памятник ему, сотворенный скульптором Клыковым.

В марте 1992 года в Саров прибыл первый священник (иерей Владимир Алясов), который в миру был кандидатом химических наук, и 26 апреля 1992 года, в пасхальную ночь, на Монастырской площади, под открытым небом состоялась первая Божественная Литургия.

14 июля, в день Святой Троицы руководство Ядерного Центра передало приходу здание храма Всех Святых, бывшего до этого хозяйственным магазином, а в 1998 году – здание храма Иоанна Предтечи, бывшего в советское время трехэтажным административным зданием. Начаты восстановительные работы…

Подводя итог, можно сказать, что непросто, по крупинкам воссозидается теперь в Сарове то духовное богатство, которое до революции привлекало в Успенский монастырь тысячи людей со всей России – к тем старцам, которые своими духовными подвигами стяжали обилие Божией благодати и ее силою носили тяжелые человеческие бремена. Нам же, сегодня, Господь в утешение и укрепление оставил их духовное наследие, из которого каждый желающий может извлечь для себя уроки к духовной жизни.

Литература

  1. Булгаков С.В., прот. "Настольная книга священно-церковно-служителя", М., 1993.
  2. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии, Ардатовского уезда. В 2-х частях. Сост. Архим. Серафим (Чичагов). Изд-е 2-е. Репринт. СПб., 1903.
  3. Материалы интернет-сайтов: www.vniief.ru; www.ussr-oborona.chat.ru; www.serafim.sarov.ru.

Иерей Алексий Михайлов,
Вознесенский собор,
г. Йошкар-Ола

Меню раздела