Из истории города Царевококшайска

К 420-летию основания

Вскоре после присоединения Казани к Руси в 1552 году Марийская земля вошла в состав Русского государства. Это событие открыло дверь для проникновения сюда света Христовой веры. На пограничных территориях в те времена ставились города-крепости для защиты от мятежей и разбойных нападений. Не стал исключением и Марийский край.

«Лета 7093 ноября в 1-й день государь, царь и великий князь Федор Иоаннович всея Руси указал послати в новой Царев город с нарядом и с запасы воевод на три полки», – гласит запись в Разрядной книге от 1475-1598 годов. Так в исторических документах выглядит первое письменное упоминание о Царевококшайске, его официальная история начинается именно отсюда.

Царёв город

Как известно из истории, города на Руси закладывались с совершением особого чина. Воевода и священник выбирали место для постройки, затем, после освящения места под строительство церкви, совершался крестный ход по тем местам, где должны были находиться городские стены. Этот порядок старались соблюдать – на Руси принято было испрашивать Божие благословение на всякое начинание.

Царевококшайск изначально строился как православный город, освященный во имя Царя Небесного, и задумывался как подобие Иерусалима на волжской земле. Об этом говорят и названия храмов, большинство из которых связаны с событиями земной жизни Спасителя. В то же время попытки ученых объяснить название города увековечением либо имени царя Ивана IV, либо царя Федора Ивановича не подтверждаются историческими источниками.

Царевококшайск изначально строился как православный город, освященный во имя Царя Небесного, и задумывался как подобие Иерусалима на волжской земле. Об этом говорят и названия храмов, большинство из которых связаны с событиями земной жизни Спасителя. В то же время попытки ученых объяснить название города увековечением либо имени царя Ивана IV, либо царя Федора Ивановича не подтверждаются историческими источниками.

Городские храмы

Первые царевококшайские храмы – Воскресенский собор, Троицкая и Рождественская церкви – были деревянными и немало пострадали во время большого пожара 1696 года.

В середине XVIII века в городе появились каменные церкви. В 1736 году на средства царевококшайского купца Стефана Вишнякова и крестьянина деревни Жуково Алексея Осокина была построена Троицкая церковь с престолами во имя Пресвятой Троицы и Святителя Николая Чудотворца, в 1754 году купцом Алексеем Матвеевичем Карелиным была выстроена церковь, освященная в честь Входа Господня в Иерусалим, с приделами в честь Усекновения главы пророка Иоанна Предтечи и святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в 1756 году стараниями купца Ивана Пчелина была воздвигнута Вознесенская церковь с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери и нижним храмом в честь Воздвижения Креста Господня.

Надо сказать, что семейство Пчелиных отличалось в отношении Церкви большим радением: на их средства был построен храм в селе Цибикнур. Существует также предание, что один из Пчелиных обрел в Яранском уезде Вятской губернии небольшое, исполненное на камне изображение святителя Николая Чудотворца (с одной стороны) и великомученика Георгия Победоносца (с другой). Образ этот стал месточтимой иконой и хранился в Вознесенской церкви. Вместе с образом Вознесения Господня его носили во время крестных ходов.

Храмовое строительство в Царевокошайске успешно продолжалось. В 1759 году был выстроен каменный Воскресенский собор с престолами в честь Воскресения Христова, святого мученика Феодора и Покрова Пресвятой Богородицы. К этому соборному храму была приписана построенная в 1774 году уже упоминавшимся купцом Стефаном Вишняковым церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери с приделом в честь святого великомученика Георгия Победоносца. В начале XX века в городе появился тюремный храм, освященный во имя святой великомученицы Варвары.

В 1900 году журнал «Известия по Казанской епархии» опубликовал большую подборку материалов о храмах Царевококшайска в связи с поездкой по уезду Казанского архиепископа Арсения. Вот какое наблюдение оставил нам очевидец: «При въезде в г. Царевококшайск невольно привлекает к себе красота местных церквей; они расположены почти по прямой линии, вдоль правого берега Малой Кокшаги; храмы двухэтажные, с величественными куполами, колокольни высокие, с большим числом колоколов, позвонение их доброзвучное и трогательное; на храмах высятся древней работы медные кресты, попирающие луну; к верхам крестов прикреплены небольшие царские короны».

Монастыри

По имеющимся данным, в Царевококшайске в разное время существовали два монастыря. Первый из них, Троицкий женский, действовал, как о том свидетельствует издание «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (т.6), в XVIII веке и был закрыт в 1764 году, наряду с мужским Спасо-Юнгинским и женским Вознесенским (находился в Козьмодемьянске) монастырями в ходе проведения политики секуляризации при императрице Екатерине II.

Другая обитель, существовавшая в Царевококшайске, более известна. Это Богородице-Сергиев женский монастырь, образованный осенью 1888 года на основе существовавшей при Входо-Иерусалимской церкви богодельни. Первой его настоятельницей была игумения Маргарита (Пелагея Тимофеевна Дедюхина). По распоряжению епархиального начальства в 1886 году она была определена смотрительницей богадельного дома в Царевококшайске, а при преобразовании его в Богородице-Сергиев женский монастырь утверждена настоятельницей обители и возведена в сан игумении.

Как известно, Богородице-Сергиев женский монастырь существовал до 1921 года. В 1900-1909 годах им управляла игумения Магдалина (Евдокия Архиповна Большакова), а в 1909-1921 годах – монахиня Серафима (Дария Петровна Фролова), которая была возведена в сан игумении 2 июля 1913 года Высокопреосвященнейшим Иаковом, архиепископом Казанским и Свияжским. По сохранившемуся преданию, матушка Серафима погибла в начале 20-х годов по дороге в Казань, пытаясь спасти от разграбления монастырское имущество.

За годы своего существования Богородице-Сергиев монастырь оказал большое влияние на нравственное развитие горожан, на уклад города в целом. При обители существовал приют для девочек-сирот, которые к тому же получали образование в монастырском училище. Основное внимание уделялось духовно-нравственному воспитанию девочек, так как они поступали в приют с грубыми привычками, были слабо знакомы с православной верой. Вечером в свободное время девочки под руководством учительниц вязали, шили, вышивали и слушали духовное чтение. Больше всего им нравились жития святых. В воскресные и праздничные дни все присутствовали за богослужением, а наиболее способные пели в хоре при Троицкой церкви. Воспитание в обители воздействовало на девушек благотворно: они приучались к порядку и опрятности, расширяли религиозно-нравственный кругозор. По окончании учебы все доброе, усвоенное в монастыре, вносилось воспитанницами в среду своих семейств.

Обитель оказывала влияние и на другие стороны жизни города. К примеру, в книге «Очерки по родиноведению. Казанская губерния», вышедшей в 1912 году в Казани, окружной инспектор при Управлении Казанского учебного округа, сын священника Входо-Иерусалимской церкви Николай Александрович Спасский отмечал, что «монастырь научил горожан садовой и огородной культуре».

Святыни

Православная жизнь Царевококшайска была весьма активной. Фактически в каждом храме были почитаемые верующими святыни, совершалось множество крестных ходов.

В Воскресенском соборе хранился образ Спасителя, принесенный стрельцами из Москвы в 1584 году. Ежегодно 1 августа его носили по Царевококшайску крестным ходом, служили на Кокшаге молебен.

В Троицкой церкви наибольшую известность получил деревянный резной образ Спасителя в темнице (в настоящее время находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка), который также был принесен в Царевококшайск стрельцами, о чем свидетельствует надпись на деревянной колодке: «От стрельца, 1695 год». Местное население испытывало к этой иконе особое благоговение, заказывая водосвятные молебны. Эту воду использовали для питья, кропили ею скот и другое имущество. Многие верующие получали от образа благодатную помощь, духовное и телесное исцеление.

В Богородице-Сергиевом монастыре особо почиталась икона, изображающая явление Божией Матери Преподобному Сергию Радонежскому (в настоящее время находится в Богородице-Сергиевой Пустыни в Килемарском районе республики).

Становление города

Спустя некоторое время после основания Царевококшайск был обнесен деревянными стенами с башнями, за которыми находились земляные валы и рвы, наполненные водой. Скорее всего, городские укрепления располагались следующим образом: на севере – у Вознесенского собора, на западе – около нынешней Комсомольской улицы, на юге – между улицами Пушкина и Чернышевского, с востока город защищала река. Первыми горожанами стали военные, административные и духовные лица (воевода, городничий, стрельцы, священники и другие), а местным жителям, в целях безопасности расселенным по радиусу до пяти верст от укрепления, не разрешалось ночевать в городе.

В конце XVI века, после расширения границ Русского государства на юг и восток, Царевококшайск потерял свое военное значение. В город и его окрестности стали переселяться государственные крестьяне, стрельцы и чиновники, ремесленники и торговцы. Вместе с русскими переселенцами на марийскую землю проникали новые способы ведения хозяйства, быта, новый, православный образ жизни. Постепенно вокруг крепостных стен образовался посад, появились предместья, в окрестностях выросли деревни Ширяйково, Вараксино, Гомзово и другие. На противоположном берегу Кокшаги появилась Вознесенская слободка, через реку около Вознесенской церкви перекинулся деревянный мост.

В конце XVI века, после расширения границ Русского государства на юг и восток, Царевококшайск потерял свое военное значение. В город и его окрестности стали переселяться государственные крестьяне, стрельцы и чиновники, ремесленники и торговцы. Вместе с русскими переселенцами на марийскую землю проникали новые способы ведения хозяйства, быта, новый, православный образ жизни. Постепенно вокруг крепостных стен образовался посад, появились предместья, в окрестностях выросли деревни Ширяйково, Вараксино, Гомзово и другие. На противоположном берегу Кокшаги появилась Вознесенская слободка.

В 1696 году в городе случился пожар, в ходе которого сгорели почти все постройки. После бедствия первыми стали восстанавливаться церкви, но уже из кирпича, а крепостные стены и башни вновь не возводились, так как необходимость в них отпала.

В 1835 году император Николай I утвердил регулярный план, по которому город получил прямоугольную сетку улиц: по берегу р. Кокшаги лежала Троицкая (ныне – Анисимовская) улица, параллельно ей – главная, Вознесенская (Карла Маркса), следом Покровская (Советская), Игнатьева (Волкова), Ярмарочная (Комсомольская) и Пограничная (Маяковского). Перпендикулярно им шли Монастырская (Чернышевского), Тихвинская (Горького), Кирпичная (Коммунистическая) и Садовая (Красноармейская) улицы.

На Вознесенской улице располагались церкви и лучшие здания города: присутственные места, больница с аптекой и несколько особенно красивых домов. Дома состоятельных и известных горожан, острог, гостиницы, кабаки находились на Покровской улице. В некоторых домах нижние этажи сооружались из кирпича, в них размещались торговые лавки. До сих пор сохранились дома купцов Булыгина и Наумова (ул. Советская, 102 и 104). Общественно значимые учреждения стояли на Садовой улице. Близ Вознесенского храма, между Покровской и Вознесенской улицами, был разбит городской сад – излюбленное место прогулок горожан, и, наверное, одно из самых красивых мест Царевококшайска. За мостом простирались живописные пойменные луга с великолепной сосновой рощей, имевшей удивительно ароматный смолистый воздух. Кокшага в то время была настолько чиста, что жители брали воду для своих нужд прямо из реки. В ней водилось много рыбы: окуни, язи, налимы, судаки, щуки.

Царевококшайцы

В 1775 году, после реформ Екатерины II, Царевококшайск стал одним из двенадцати уездных центров Казанской губернии и получил свой герб. Приписанный к городу уезд назывался Царегородским, а жители именовались царегородцами (отсюда, вероятно, и распространенная в этих местах фамилия Царегородцевых). Воевода являлся главным представителем власти в городе и уезде, решал военные задачи, вел судебные процессы, наблюдал за финансовой и хозяйственной жизнью, отвечал за спокойствие в городе и на приписанной к нему территории. Помощником воеводы в управлении был городничий, в ведении которого находилась городская полиция. Он вел также все дела по благочинию, благоустройству, благотворительности.

Будний день жителей города начинался в 5 часов утра, когда во всех церквах благовестили к службе. К 8-ми часам дети спешили в училище, а торговцы начинали открывать свои лавки. Однако покупателей было немного, поэтому им часто приходилось скучать, особенно в ненастную погоду. Тишина и безлюдье были характерной чертой города. Обедали царевококшайцы в два-три часа пополудни, а ложились спать часов в девять или десять вечера. Ночные улицы не освещались, да этого особо и не требовалось – с наступлением темноты все находились дома.

В базарные дни, по пятницам и воскресеньям, город был оживленней: крестьяне привозили на базар дрова, лапти, сено, муку, мясо, холсты, грибы, ягоды и прочую снедь, горожанки спешили запастись провизией. В праздники не было заметно разгула и бесчинств.

В городе можно было увидеть и хорошо меблированный дом, и простую сельскую избу. Часы для большинства составляли роскошь, о времени горожан ударами колокола извещали башенные часы.

О характере царевококшайцев интересно пишет литератор, журналист и краевед Валентин Александрович Мошков (1856-1928) в очерке «Город Царевококшайск – путевые заметки», опубликованном в 1901 году в Санкт-Петербурге: «Добродушие так и бьет вам в глаза при встрече с здешним простонародьем, городским или деревенским. Стоит только остановить какого-нибудь прохожего и спросить его о чем-нибудь, чтобы проникнуться к нему симпатией – какая готовность сообщить все сведения, которые вам требуются, какое искреннее желание вывести вас из затруднительного положения. Тон их разговора, как будто вы с ним давным-давно знакомы; нет в нем ни конфуза, ни страха, ни подобострастия, но в то же время нет и бахвальства или нахальства». Все это свидетельствует о благочестивом характере жизни в городе, в центре которой были храм и богослужение.

Система образования

По свидетельству историков, к началу XX века уровень грамотности населения Царевококшайска был довольно высоким. Просвещением народа занимались монастыри, приходские священники, земские и государственные учебные заведения.

Городские храмы, духовенство, в них служащее, выполняли свое миссионерское служение, способствуя духовному просвещению населения Марийского края, повышению уровня его образованности. При храмах действовали библиотеки, обладавшие неплохими собраниями книг (к примеру, собрание книг при Троицком храме в 1915 году насчитывало 420 томов). Первая церковноприходская школа в Царевококшайске открылась в 1749 году при Троицкой церкви, школы при городских храмах действовали и в дальнейшем. К примеру, при Воскресенском соборе в начале XX века существовали два училища – Березовское начальное, открытое в 1906 году, и Медведевское двухклассное, открытое в 1910 году. Женское училище действовало и при Богородице-Сергиевом женском монастыре. На уроках изучался Закон Божий, учили чтению, правописанию, арифметике, географии, истории.

Священнослужители царевококшайских храмов активно участвовали в работе земских и государственных образовательных учреждений. Как правило, они преподавали там Закон Божий. Первым законоучителем Царевококшайского уездного училища в 1825 году стал отец Симеон Иванович Помарский – настоятель Вознесенской церкви.

Одним из самых известных царевококшайских священников начала XX века был протоиерей Алексий Петрович Азановский. Свое служение в городе он начал с февраля 1897 года в Троицкой церкви, а позднее, в 1904 году, служил в Воскресенском соборе Царевококшайска. Отец Алексий вел активную педагогическую деятельность. В разное время он преподавал Закон Божий в церковноприходских школах, в Медведевском земском училище, в Царевококшайском четырехклассном городском министерском училище, занимал различные административные должности.

В начале XX века в Царевококшайске имелось несколько начальных учебных заведений, ремесленная школа, реальное училище, воспитанники которого пели в тюремном храме, педагогические курсы и женская гимназия. В гимназии изучали Закон Божий, французский и русский языки, географию, арифметику, рукоделие и другие предметы, позднее были введены гигиена и гимнастика. Все обучались пению, из учениц с лучшими голосами был образован хор, который пел в Троицкой церкви.

В 1917 году в бывшем арестном доме (сейчас краеведческий музей) открылась русско-черемисская учительская семинария, преобразованная затем в педагогические курсы. День во всех учебных заведениях начинался и заканчивался молитвой. Крестьянские дети принимались во все городские училища. По отзыву учителей они оказывались способнее городских и лучше учились. Особенно привлекала крестьян стипендия, которая выдавалась учащимся. Закончив средние учебные заведения, царевококшайцы получали возможность поступать в университеты России, а уездная земская управа помогала студентам денежными пособиями. Царевококшайские учебные заведения, как пишут историки, считались одними из лучших в Казанской губернии.

Таким образом, четыре с лишним столетия Царев город на Кокшаге из военной крепости превратился в один из уездных городов Российской империи. Следствием просвещения края светом Христовой веры явилось распространение письменности, грамотности, культуры, а жизнь стал пронизывать высший смысл – спасение своей души, забота о ближнем. Не понимая этой тихой благочестивой жизни городка, революционная печать сделала его символом захолустья, отсталости, и, как свидетельствуют исторические документы, если кто-то хотел сказать о самых отсталых обычаях, то говорил или писал: «Как в Царевококшайске». Действительно, сюда с трудом проникали новые веяния политической жизни, многие потрясения и события обходили город стороной, уклад жизни был устоявшимся. А плохо ли это?

Красный город

И все же, несмотря на некоторую изолированность, Царевококшайск не могли не коснуться происходившие в 1917 году революционные события. Правда, установление здесь советской власти шло с трудом. Летом 1918 года власть даже переходила к белогвардейцам, но ненадолго. Вскоре в городе были образован Военно-революционный совет, в феврале 1919 года город получил новое имя – Краснококшайск, а затем, в 1928 году, – Йошкар-Ола.

Конечно, те, кто давал городу эти имена, имели в виду революционные идеи. Но промыслом Божиим случилось так, что это название символически переплелось с жизнью Церкви, которая вступила в тот период на путь исповедничества и мученичества. Уже в 1918 году в городе были расстреляны священник Входо-Иерусалимской церкви Антоний Николаев и священник Хрисанф Поляков из Воскресенского собора. Духовенство большинства городских храмов, впоследствии закрытых, в 20-е – начале 30-х годов окормляло верующих, поддерживало их в условиях гонений на веру, атеистических преобразований в стране. В 1927-1937 годах город стал центром Марийской епархии. Многие священнослужители и миряне Йошкар-Олы и республики приняли здесь мученическую кончину, пострадав за Христа даже до смерти. Но это уже другая история.

Сменив название и облик, город не лишился своего духовного фундамента, а лишь духовно уснул. И воскрешение его православного духа зависит от каждого из нас, от того, проснемся ли мы для новой жизни во Христе, жизни «во всяком благочестии и чистоте».

Валерия ЦАПЛИНА,
Юрий ЕРОШКИН.