Православие на Аляске

3,99 Kb

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 19-20).

 

В прошлом номере газеты мы опубликовали заметку о празднике в Петъялах, на котором архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну сослужили два православных священника с Аляски — отец Михаил и отец Даниил. Много необычного открыли для себя батюшки на сельском приходе в российской глубинке. Живая, теплая вера простого народа, святыни нашего края произвели на них глубокое впечатление. Да и в целом поездку эту в храм святителя Гурия, архиепископа Казанского, в день Собора Казанских святых вряд ли можно назвать случайной, ведь освоение Аляски русскими переселенцами началось в далеком XVI веке именно с Казанской земли…

 

Первопроходцы

 

В 1552 году войска Иоанна Грозного взяли Казань, открыв дорогу русскому движению на Восток. В 1581 году «лихой козак» Ермак Тимофеевич перешел за Урал и «прорубил окно в Сибирь», разгромив войска сибирского хана Кучума. В XVII веке казаки-первопроходцы, дви­­гаясь далее на восток, осваивали все новые и новые земли, и уже в 1648 году мореплаватель Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697-1699 годах экспедиция В. Атласова положила начало продвижению русских «охочих» людей на Аляску.

Перебираясь на Аляску, русские переселенцы оседали там, строили города (Кадьяк, Ситка), прививали русский уклад жизни, культуру и грамотность коренному населению Аляски — алеутам. До сих пор в самом северном штате Америки можно встретить следы русской культуры: отец Михаил, увидев в Петъялах на праздничной трапезе самовар, сказал, что это чисто русское изобретение он видит второй раз в жизни, впервые это произошло на Аляске… в музее.

Занимаясь в основном промыслом — охотой на северо­американского бобра и котика, русские переселенцы продвигались на юг по западному побережью Северной Америки и дошли до полуострова Калифорния, где столкнулись с потомками испанских конкистадоров, которые преградили путь естественному продвижению русских на юг Америки. Здесь нашими соотечественниками была основана крепость Форт Росс. Многие реки в Калифорнии до сих пор носят русские названия.

 

Семена
православной веры

81,53 Kb [678X354]

Православие на Аляску пришло с первыми русскими переселенцами, которых, как и «русскую веру», коренные жители Аляски встретили доброжелательно. Принятие Православия алеутами происходило мирным путем, так как русские жили с ними бок о бок, подчас выбирая себе в жены девушек из местных племен. Православная вера не насаждалась силой, но привлекала коренных жителей красотой и благочестием. И здесь небезынтересно будет сделать отступление и сравнить подходы и плоды католической, протестант­ской и православной миссий на американском континенте.

Католичество, всегда стремящееся к жесткой церковно-административной системе, насаждалось испанскими конкистадорами среди индейцев Латинской Америки большей частью силой. В то время богослужение у католиков велось исключительно на латинском языке, что вызвало отчуждение у коренного населения Америки. Поэтому сегодня индейцы «католической традиции» фактически являются двоеверами — полукатоликами, полуязычниками. Сами испанцы, после времен жестоких гонений конкистадоров Кортеса на индейцев, в конце концов ассимилировались с ними, составив многонациональный конгломерат из мулатов, метисов, самбо и других смешанных народностей.

Протестантизм, занесенный в Америку из Англии и Франции, усмотрел в своем переселении из Европы аналогию с ветхозаветным исходом израильского народа из Египта и вселением его в Ханаан. А потому, что Бог повелел евреям делать с язычниками в Ханаане, то же самое стали делать и протестанты в Америке с индейцами — не обращать их в христианство, а истреблять и загонять остатки исконных хозяев Нового Света в резервации. Не удивительно поэтому, что северо-американский протестантизм породил секты адвентистов, иеговистов и мормонов, которые сугубо привержены Ветхому Завету. Потомки англосаксов, исповедующих протестантизм, так и не смешались с коренным индейским населением.

Православие в Америке пошло по иному пути… Начало православной миссии на Аляске положили монахи Валаамского монастыря, которые в 1787 году обосновались на острове Кадьяк. В 1794 году на острове Еловом поселился валаамский монах Герман, который проповедовал алеутам Евангелие и заботился об их осиротевших детях. В 1836 году он преставился, а на его мощах стали происходить исцеления. Алеуты и по сей день чтят его память. Любопытно заметить, что духовным наставником как преподобного Германа, так и горячо любимого нами батюшки Серафима Саровского был ныне прославленный в лике преподобных саровский старец Назарий, направленный затем на восстановление пришедшего в то время в запустение Валаамского монастыря.

 

Апостол Сибири
и Америки

 

Но особенно широко православная миссия на Аляске развернулась благодаря трудам архиепископа Иннокентия (Вениаминова), будущего митрополита Московского. В 1840 году он стал первым епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Святитель Иннокентий составил алеутскую азбуку и перевел Евангелие на алеутский язык. При этом он столкнулся с такими переводческими трудностями, с которыми без помощи Божией просто новозможно справиться.

Например, как перевести такие слова Христа, как «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48). Для нас это понятно, но алеуты во времена святителя Иннокентия не ели хлеба, основным продуктом их питания всегда была рыба. Так и пришлось перевести: «Я есть рыба жизни», — как для китайцев, вьетнамцев и других народностей Юго-Восточной Азии приходится переводить эти слова «Я есть рис жизни».

Или другой пример… Как перевести слово «крест», если в языке алеутов вообще нет такого понятия? Поэтому и пришлось оставить слово «крест», таким, какое оно есть. Даже и в наше время Библейское общество, составляя переводы Священного Писания на языки малых народов Севера, не переводит это слово, а добавляет в примечаниях рисунок креста с комментариями. А всем, кто интересуется проблемой миссионерства среди малых народов Севера, стоит прочитать познавательную повесть Н. Лескова «На краю света».

С 1867 года Аляска стала принадлежать США, но с этим православная миссия среди алеутов не прекратилась. В калифорнийском городе Сан-Франциско была основана епархия, которая объединила всех православных, живших в то время в Америке. С 1898 по 1907 год епископом Аляски был святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и всея Руси. По его благословению православные службы на Аляске были переведены на английский язык.

 

После бури

 

Революционная буря в России выбросила на американский берег многих русских православных христиан. Среди них оказались и дедушка с бабушкой отца Михаила, которые бежали от ужасов революции и гражданской войны из Белоруссии на Аляску в 1921 году. Вторая волна русских эмигрантов в Америку началась после Второй мировой войны. Люди бежали сюда из стран, попавших под влияние Советского Союза и утвердивших у себя коммунистические режимы (государства Восточной Европы и Китай). В Америку переселились ученики последних оптинских старцев, профессора богословия из Парижа, православная эмиграция из китайского Шанхая.

Русское Православие, напитав американскую почву благодатными росами, произрастило такого известного в православном мире богослова, как иеромонах Серафим (Роуз). Благодаря его трудам было основано Валаамское общество Америки, возрожден журнал «Русский паломник», прославлен в лике святых преподобный Герман Аляскинский.

 

«Последний рубеж»

 

Такое, хотя и не официальное, но глубоко символичное прозвище обрела Аляска среди других североамериканских штатов. Несмотря на появление американских протестантов на островах сразу же после знаменитой сделки с Америкой, маковки православных церквей до сих пор возвышаются над деревнями по всей Аляске. Более того, многие говорят сегодня о возрождении здесь Православной Церкви, которой когда-то предсказывали полное забытье.

Так, в Анкоридже, крупнейшем деловом, торгово-транспортном центре штата (откуда, собственно, и прибыли наши гости), недавно был воздвигнут новый православный храм — кафедральный собор святителя Иннокентия. Его строительство стало необходимым из-за все возрастающего количества паствы.

Сегодня на Аляске проживает около 600 тысяч человек. Православную веру исповедуют в основном алеуты и русские переселенцы, но есть православные и среди других американцев. На Аляске 94 православных прихода и 34 православных священника, поэтому в среднем на каждого священника приходится 3 прихода, и они служат там по очереди. В праздничные и воскресные дни в храмах бывает до 50-60 человек.

56,17 Kb [419X634]

Храмы на Аляске почти все деревянные, и не потому, что не хватает средств на возведение каменных: просто на Аляске нередко бывают землетрясения,  каменные здания дают трещины, а древесина выдерживает. Внутреннее убранство православных храмов на Аляске не отличается от наших. Скамеек, как в некоторых западных православных приходах, нет. Богослужение ведется в основном на английском языке, но также на русском и на алеутском.

Священническое служение, как и в России, имеет свои трудности. Священников в школы к детям не пускают. Если, например, у учителя в школе будет обнаружена Библия или другая религиозная книга, то на него могут подать в суд за проповедь религии в стенах школы. Священнику в Америке приходится быть очень тактичным и строго соблюдать все ограничения. Если наши батюшки щедро кропят своих прихожан по праздникам святой водой, то в Америке за это можно схлопотать штраф в 500 долларов, так как такое обильное кропление воспринимается там как оскорбление личности.

На Аляске практически нет святых источников — кругом частная собственность, и священник не может их освятить без ведома хозяина. Поэтому купание в источниках на Аляске не принято. Тем удивительнее для батюшек из Америки было узнать, что у нас в Петъялах купаются в источниках круглый год.

141,09 Kb [800X600]Впрочем, говорят, что Аляска существенно отличается от всех других штатов Америки. Сказывается российское прошлое. Даже в Анкоридже, население которого составляет 250 тысяч человек, возникает ощущение маленькой деревни, где все люди друг друга знают, очень доброжелательны и здороваются даже с незнакомыми. А храм святого Иннокентия, построенный в восьмидесятые годы теперь уже прошлого столетия и расположенный в одном из тихих спальных районов города, многие обоснованно считают знаковым местом. Деревянный, типично русской архитектуры, словно парящий над окружающими его деревьями на фоне высоких гор вдали, он являет собой своеобразный символ возрождения Православия на Американской земле.

 

Николай Пирогов,

г. Волжск.

«Мироносицкий вестник»

Меню раздела

  • Православие на Аляске