Актуальная аналитика
Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию 1179
Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Наро-Фоминский Никандр дал интервью журналу «Храмоздатель».
— Владыка, скажите, востребовано ли сейчас возобновление издания журнала «Храмоздатель»?
— Сегодня храмостроительство является полноценным направлением в сфере строительства. И определенной точкой отсчета можно считать Программу строительства православных храмов в Москве. Именно в рамках этого масштабного проекта был создан особый сектор, отрасль строительства, начиная от проектирования храмов и церковных комплексов и завершая вводом объектов в эксплуатацию.
За последние 13 лет в Москве возведено около 250 храмов, каменных и деревянных. По всей России созидаются святыни, восстанавливаются древние обители. Сотни церквей и десятки монастырей. И эта веха в истории России требует самого пристального внимания, в том числе со стороны средств массовой информации.
Так что — конечно, возобновление журнала полагаю своевременным и актуальным.
— Какие, на Ваш взгляд, проблемы являются актуальными для храмостроительства в Москве?
— В первую очередь следует отметить, что Москва за последнее десятилетие стала одним из самых комфортных городов мира для проживания людей, где учитываются все нужды ее жителей.
С возрождением веры в нашем народе появилась и насущная необходимость в строительстве храмов. И власти столицы отнеслись с самым живым вниманием к этой важнейшей части жизни православного населения.
Город стал выделять землю для возведения церквей, помогать с оформлением документации. В программу пришли крупные благотворители, которые выразили желание поддержать наше благородное начинание. Верующие стали собираться в новые приходы и развивать просветительские, миссионерские, социальные проекты.
Конечно, любое благое дело не обходится без трудностей и искушений. Из проблем можно назвать сложности в поиске участков под строительство. Ведь Москва отличается плотной городской застройкой. Поэтому не всегда удается удовлетворить просьбы жителей о строительстве храма в том или ином месте. Но префектуры всегда идут навстречу горожанам и стараются предложить подходящие участки.
Еще одной проблемой можно назвать недостаток средств. Не секрет, что строительство храма — это дорогостоящий проект. Но с Божией помощью всегда находятся люди, готовые поучаствовать на том или ином этапе производства работ.
Самую серьезную поддержку оказывает лично Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Более 150 храмов уже получили финансирование от Московской Патриархии.
И, наконец, третья проблема — это неудобство для жителей, рядом с домами которых разворачивается строительство. Порой мы встречаем некоторое временное непонимание. Но это и понятно. Кому приятно жить рядом со стройкой. Но, как показала практика, когда храм выходит из земли, когда открываются воскресные школы и организуются службы милосердия, люди иначе воспринимают реальность и нередко сами предлагают свои услуги для продолжения работ или развития того или иного направления приходской деятельности.
— Могут ли в рамках программы строительства новых храмов возводиться храмы-памятники, которые утрачены?
— Одной из важнейший задач Программы строительства православных храмов в Москве является возвращение народу утраченных святынь. И многие храмы Программы возводятся именно в память об уничтоженных и оскверненных церковных памятниках.
К примеру, буквально на днях, 14 апреля Патриарх освятил Казанский храм в Лосиноостровской. Церковь создавалась в память об утраченном одноименном храме, действовавшем недалеко от этого места.
Еще один пример — на Ярославском шоссе воздвигается православный комплекс иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в память об одноименном домовом храме, который в 1930-1940-х годах действовал на чердаке жилого дома на одной из улице этого района. В нем служил священномученик Афанасий Ковровский. В этом храме святителем Афанасием тайно были рукоположены в священный сан Сергий Никитин, впоследствии епископ Стефан (Никитин), Федор Семененко и другие. Также в храме молились будущий протоиерей Александр Мень со своей бабушкой.
И таких примеров множество.
— В Москве было ряд случаев, когда при реконструкции/сносе старых зданий выяснялось, что в них были домовые церкви. Какое решение в этом случае является подходящим?
— Такое же, как в случае с другими утраченными святынями. Всегда можно выбрать подходящее место и построить одноименный храм. Я уже приводил пример с храмом на Ярославском шоссе.
— Каким Вы видите сотрудничество Церкви и общественности в деле строительства новых храмов в Москве? Есть ли активисты, которые в этом помогают?
— 13 лет реализации Программы показали, что люди с радостью идут в Программу, чтобы поучаствовать в деле храмостроительства. Это и крупные меценаты, и рядовые горожане, желающие внести свои средства в созидание московских святынь. Это и профессионалы: архитекторы, проектировщики, строители, художники, иконописцы, готовые пожертвовать свои силы и таланты на общее дело возрождения Москвы Златоглавой. Это учителя, социальные работники, психологи, медики, которые приходят в новые храмы и предлагают свои услуги. Как я уже говорил, на каждом приходе есть и воскресная школа, и разнообразные кружки, и службы помощи. А ведь это все люди.
Новые общины окормляют детские дома, дома престарелых, инвалидов. И в этом процессе участвует множество волонтеров. Активисты ухаживают за одинокими, больными гражданами на дому, собирают продукты для многодетных семей и для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Я уже не говорю о том, что сегодня на всех, подчеркну — на всех, московских приходах верующие трудятся ради Победы: плетут сети, делают окопные свечи, собирают средства на медикаменты, технику и все необходимое для наших бойцов и мирных жителей в зоне СВО.
— Как Финансово-хозяйственное управление выстраивает взаимодействие с архитекторами? Есть ли среди этого сообщества интерес к проектированию новых храмов?
— Конечно. В рамках Программы образовалось целое сообщество архитекторов. Большинство из них специализируются именно на храмостроительстве. При этом мы также даем возможность попробовать свои силы и новичкам: причем как профессиональным архитекторам, так и начинающим, в том числе выпускникам кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ, которая была создана при содействии ФХУ.
ФХУ сотрудничает с Союзами архитекторов Москвы и России, с Российской академией архитектуры и строительных наук и Российской академией художеств.
В архитектурном сообществе сегодня наблюдается самый живой интерес к храмостроительству. Ведь именно сегодня формируется понимание современного образа православного храма. И многие архитекторы желают принять активное участие в этом историческом процессе. По сути все мы сегодня творим историю. По тому, как выглядят наши храмы, потомки будут судить об уровне развития современной культуры, в том числе и архитектурной мысли.
У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию.
— Могли бы назвать храм в Москве из новопостроенных, который, на Ваш взгляд, украшает столицу?
— Это храмы равноапостольных Константина и Елены в Митине, святителя Николая в Щукине, равноапостольного князя Владимира на Волоколамском шоссе, преподобного Серафима Саровского в Раеве, иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Рублеве, святителя Спиридона Тримифунского в Коптеве, Сретения Господня в Жулебине, священномученика Ермогена в Зюзине, преподобного Андрей Рублева в Раменках и многие другие.
— Нередко строительство новых храмов является по своей природе «точечной застройкой». Встречаетесь ли Вы с каким-то противодействием здесь?
— Как я отметил ранее, бывает некоторое непонимание на начальной стадии строительства. Ведь стройка — это всегда шум и грязь. Но когда храм уже принимает свои очертания, начинается полноценная приходская жизнь, он становится центром притяжения в своем районе.
В начале Программы у нас бывали случаи, когда собирались люди и выступали против строительства храмов, но, как правило, они были организованы антироссийскими деструктивными политическими силами.
Мы не раз подчеркивали, что строим храмы там, где они нужны людям. В духовно обездоленных районах, где на десятки тысяч человек нет ни одного православного прихода.
— Учитываются ли задачи храмостроительства при возведении новых микрорайонов?
— Да. Правительство Москвы со всем вниманием относится к нуждам верующих жителей, и сегодня при разработке градостроительного плана в новых районах обязательно учитывается земельный участок под строительство храма.
— Финансово-хозяйственное управление ведет базу типовых архитектурных проектов храмов. Как составляется эта база и насколько она востребована?
— Да, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Финансово-хозяйственное управление пополняет общецерковную базу проектов храмов и храмовых комплексов, которыми могут воспользоваться настоятели храмов по всей России. Большинство проектов базы составляют комплекты документации, разработанной в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.
Сегодня таких проектов порядка 40. И в регионах наша база пользуется большим спросом. Ежегодно к нам обращаются десятки настоятелей храмов и просят передать им тот или иной понравившийся проект. ФХУ оформляет специальный договор. И все это на безвозмездной основе.
— Является ли строительство храмов сложной задачей с точки зрения строительства? Как выбираются подрядные организации, всем ли из них хватает опыта?
— Любое строительство сопряжено со множеством сложностей: это и разработка проектной документации, и документальное сопровождение программы, и, конечно, выбор подрядчиков. Ведь от этого зависит весь исход дела. Большую роль играет технический заказчик, который на протяжении всего процесса контролирует сроки и качество выполняемых работ.
За 13 лет у ФХУ накоплен большой опыт сотрудничества с подрядными организациями. На первых порах мы, бывало, сталкивались с непорядочными компаниями. Иногда люди давали обещания, которые впоследствии не имели возможности выполнить. Но в итоге методом проб и ошибок мы выработали определенную стратегию по выбору подрядчиков: наши юристы, инженеры и сметчики проверяют каждого, желающего принять участие в нашей Программе.
Кроме того, для контроля сроков и качества работ создано некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии» («ЕСЗ МП»). Таким образом, во избежание нарушений, одну из важнейших функций контроля взяла на себя сама Церковь.
В Единой службе заказчика сформирован проектный отдел, который разрабатывает необходимую документацию, а также проверяет и исправляет недочеты других проектировщиков-партнеров.
Инженеры службы выполняют функции строительного надзора, а также принимают активное участие в подготовке объекта к вводу в эксплуатацию.
На некоторых площадках «ЕСЗ МП» выступает в роли генерального подрядчика.
То есть наша служба полностью обеспечивает процесс строительства храмов.