Новости митрополии

Епископ Феофан возглавил всенощное бдение с чином воздвижения Креста 505

27 сентября 2024г.
Автор: Пресс-служба Волжской епархии

Вечером 26 сентября, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Волжский и Сернурский Феофан совершил всенощное бдение с чином Воздвижения Креста в Никольском кафедральном соборе г. Волжска.

Архипастырю сослужили клирики собора, песнопения исполняли певчие под управлением Любови Михеевой и Елены Васильевой.

Главное отличие бдения на праздник Воздвижения от остальных богослужений – это особое поклонение Животворящему Кресту Господню, который до начала богослужения возлагается на престоле. По Уставу в этот праздник полиелей, пение величания и чтение Евангелия совершается в алтаре. После чтения Евангелия поется «Воскресение Христово видевша…»

В завершение Великого славословия Крест при пении Трисвятого был изнесен на середину храма, после чего владыка Феофан совершил чин Воздвижения Животворящего Креста ­– архиерей возносил Крест на четыре стороны света под пение стократного «Господи, помилуй», а два священника возливали на святыню благовония.

После чина Воздвижения и поклонения Кресту верующие помазывались освященным елеем.

Для справки: 

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня стоит особняком среди двунадесятых праздников: он посвящен не евангельской истории, а событию из жизни христианской Церкви. В 326 году император Константин Великий очень хотел найти Крест, на котором три века назад был распят Спаситель. Он направил в Иерусалим экспедицию во главе со своей матерью, царицей Еленой. Поиски оказались успешными: в земле под Голгофой обнаружили три креста. Чтобы узнать, на каком из них страдал Спаситель, к каждому по очереди поднесли недавно умершего человека. И Господь явил чудо: возложенный на один из крестов покойник воскрес! Узнав об этом, к Голгофе прибыло множество людей, и иерусалимский архиепископ Макарий несколько раз поднял (воздвиг) Честное Древо Креста ввысь, чтобы все могли увидеть святыню.

Почти сразу Крест был разделен: одну часть царица Елена поместила в серебряный ковчег и оставила в Иерусалиме, а вторую отправила в Константинополь. Паломники, приезжавшие в Иерусалим, мечтали забрать частичку святыни с собой. Так уже в IV веке частицы Креста Господня разошлись по всей земле. Чтобы сохранить святыню от расхищения, ввели специальные меры: во время поклонения народа Кресту епископ Иерусалима крепко держал святыню руками, а стоявшие рядом диаконы следили, чтобы никто не отломал или не отгрыз кусочек (случалось и такое!).

И иерусалимская, и константинопольская части Креста бесследно исчезли во время крестовых походов XII–XIII веков. Самая известная российская реликвия с частицей Креста Господня — это «ковчег Дионисия» со святынями, привезенными из Константинополя в 1383 году архиепископом Дионисием Суздальским. Много веков он находился в Благовещенском соборе Московского Кремля, сейчас это экспонат Кремлевского музея.