Церковные новости
В «Матильде» художественный вымысел подменен обманом, — епископ Тихон 3987
Художественный вымысел, в целом свойственный любому произведению, не должен подменяться обманом, что произошло в картине Алексея Учителя «Матильда» об отношениях молодого Николая II с балериной Матильдой Кшесинской, считает председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон.
В своей статье в «Независимой газете» владыка Тихон обратил внимание на то, что «сплошь и рядом критиков сюжета фильма обвиняют в том, что они отрицают сам факт романтических отношений наследника и юной танцовщицы».
На самом же деле, как отметил епископ, происходит передергивание, так как никто не отрицает, что отношения были, только совсем не такие, какие показаны в картине Алексея Учителя.
По словам владыки Тихона, с 18-летней Матильдой Кшесинской 22-летний наследник российского престола познакомился в сложный период жизни, когда ему отказала Гессен-Дармштадтская принцесса Алиса (будущая императрица Александра Федоровна), не желавшая сначала переходить из протестантизма в православие, что было необходимым условием для их брака.
В такой ситуации, не имея возможности жениться на неправославной, да еще испытывая сопротивление со стороны отца, Александра III, имевшего свои виды на брак сына, цесаревич Николай, по словам епископа Тихона, «позволил себе влюбиться в талантливую балерину».
Отметив, что по поводу характера отношений между молодыми людьми идут споры, владыка Тихон подчеркнул, что в любом случае они были до брака Николая II с принцессой Алисой (Александрой Федоровной), который все же состоялся.
«Николай Александрович был безмерно счастлив. Расставание с Матильдой произошло без драм и надрывов: он просил у нее прощения, обещал помогать во всем. Они решили навсегда оставаться искренними друзьями, обращаться друг к другу на «ты»… Но — в заочном общении. Общение очное было разорвано раз и навсегда в том же 1894 году, в котором состоялась помолвка, а затем и свадьба Николая и Александры», — написал глава Патриаршего совета по культуре.
Более того, Николай II рассказал своей невесте об отношениях с балериной, на что принцесса Алиса написала ему в письме: «Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?»
Как замечает владыка Тихон, период с 1894 по 1896 годы – переход в православие принцессы Алисы и свадьба – «были самыми безмятежными и счастливыми в жизни молодой супружеской пары».
В тоже время, как отметил епископ, в фильме Алексея Учителя все показано совершенно по-другому: «В нем все это время Николай мечется в страданиях, истерике и интимных сценах между Матильдой и Александрой, между Александрой и Матильдой…»
В целом, по словам владыки Тихона, киноистория сводится к тому, что «Николай, конечно же, любит демократичную, смелую, свободно мыслящую Матильду, но «ради долга и трона» женится на Александре — и заставляет свое сердце полюбить ее».
Вот именно такой подход, как считает епископ Егорьевский Тихон, и является подменой художественного вымысла обманом.