Храмы и святыни
История распорядилась так, что Российское государство складывалось как многонациональное. Несмотря на языковые, этнические, культурные различия, народы России оказались спаяны одной судьбой, одной верой. Не стал исключением и Марийский край, раскинувшийся по берегам великой матушки-Волги в ее среднем течении. С присоединением края к Русскому государству во второй половине XVI века постепенно, особенно в XVIII веке, началось крещение марийского населения. Как и во времена князя Владимира проходило оно не просто. Но никакие барьеры не могли заглушить жажду духовного просвещения.
Уже в XVII веке марийская земля стала обретать свои родники православной веры. Это были Больше-Юнгинский Никольский (в дальнейшем – Покровский) монастырь на реке Большая Юнга под Козьмодемьянском (1606 г.), Спасо-Юнгинский мужской монастырь (1625 г.) в долине реки Малая Юнга, Козьмодемьянский Вознесенский женский монастырь (1626 г.). Явление в 1647 году чудотворной Мироносицкой иконы Божией Матери стало знамением. В 1649 году была основана Мироносицкая пустынь, ставшая опорой Православия в левобережной части Марийского края.
По проведенным авторами книги «Православные храмы и монастыри Марийского края» подсчетам из 88 монастырских и приходских храмов, данные о которых нашли в той или иной мере отражение на страницах этого сайта, 2 построены в XVII веке, 12 — в XVIII, 60, то есть большинство, – в XIX веке. Одним из самых древних сооружений на марийской земле сегодня является каменная Стрелецкая часовня в городе Козьмодемьянске. Она построена в 1697-1698 годах.
XVIII век ознаменовался началом широкого храмового строительства в первую очередь в городах. В Царевококшайске оно началось в 30-е годы (первый этаж Троицкой церкви, 1736), но большинство храмов города (Воскресенский собор, Входо-Иерусалимская и Вознесенская церкви) были построены в 50-е гг., в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. В Козьмодемьянске первые каменные церкви, Троицкая и Богоявленская, были воздвигнуты соответственно в 1733 и 1734 годах.
В основанных еще в XVII веке монастырях также возводятся каменные храмы. Первыми из них стали Спасский собор Спасо-Юнгинского монастыря (1704-1707 гг.) и церковь во имя святых жен-мироносиц Мироносицкой пустыни (около 1719 г.). Одним из первых сельских приходских каменных храмов стала Владимирская церковь в селе Владимирское близ Козьмодемьянска (1713 г.). На луговой стороне края первой в камне была возведена Спасская церковь в селе Цибикнур, построенная в 1765 году тщанием царевококшайского купца Ивана Андреевича Пчелина.
XIX век для Марийского края стал «золотым веком» храмового строительства. Возведение более трети из сооруженных в это время церквей приходится на 1811-1829 годы. Тогда вознесли свои главы храмы сел Сотнур, Покровское, Кукнур, Верхний Ушнур, Семеновка, Новый Торъял, Морки, Кожважи, Пектубаево, Токтайбеляк, Еласы, Арда, Арино, Коротни, Пайгусово. Многие храмы закладывались всенародно, как памятники победы в Отечественной войне 1812 года. И строились в традициях позднего классицизма — стиля наиболее ярко отражавшего мемориальный характер церковного сооружения.
Следующий этап храмового строительства приходится на 60-80-е годы, когда была построена почти половина из учтенных нами 60 церквей. Среди них храмы Азанова, Русских Шой, Помар, Оршанки, Емелева, Кузнецова Царевококшайского уезда, Кузнецова Козьмодемьянского уезда, Шулки, Хлебникова, Марисолы, Косолапова, Илети, Орши, Нежнура, Юрина, Троицкого Посада и другие. Этот этап строительства был связан с новым периодом в жизни страны — общественным подъемом, вызванным реформами царя-освободителя Александра II.
Появляются в эти годы на марийской земле и новые монастыри: Сурский Михаило-Архангельский, Козмодемьянский Свято-Троицкий, Вершино-Сумский Введенский, Царевококшайский Богородице-Сергиев и Куженерский Свято-Никольский.
«Известия по Казанской епархии» и «Вятские епархиальные ведомости» сообщали о наличии при храмах библиотек с раритетными изданиями. Так, в Старо-Торъяльской Казанско-Богородицкой церкви хранились в середине XIX века древние книги: Четьи-Минеи (издания 1696 г.), Великий Катехизис (Псков, 1776 г.), Евангелие 1768 года издания. В Мари-Туреке в Казанском храме имелись копии и подлинные указы епархиального начальства с 1757 г., напрестольное Евангелие 1760 г., месячные минеи за май и август 1693 г.
XX век в жизни русского Православия начинался многообещающе. В 1900-1910-х годах в селах строились новые деревянные и каменные церкви там, где они еще не были воздвигнуты или взамен обветшавших. Сельский и городской храм становился, как правило, очагом культуры и просвещения. При церквах действовали церковноприходские и начальные школы. В храмах узнавали важнейшие новости о жизни государства Российского, императорского дома Романовых. Церковные колокола звучали в дни торжеств и бед народных, отмеряя времена, эпохи, смену поколений. Последний торжественный перезвон разливался в пасхальную неделю 1917 года. Россия вступала в новейшую эпоху...
Революция с ее потрясениями и разрушением православного уклада жизни неузнаваемо изменила Россию. Новая власть начала ломать вековые традиции, атеизм и воинствующее безбожие возводились в ранг государственной политики. Церковь не только была отделена от государства, но и объявлена контрреволюционной силой. С 1922 г. было объявлено изъятие церковных ценностей, якобы в пользу голодающих. Церковь готова была помочь и помогала страждущим, однако власти представили дело так, будто духовенство скрывает свои богатства от народа. Поэтому изъятие церковных ценностей приобрело характер грубых реквизиций, распродажи национальных религиозных святынь за границу, настоящего грабежа храмов.
Надругательством над религиозными чувствами верующих стали кампании 1918-1920-х годов по «вскрытию мощей», конца 1920-х годов по уничтожению церковных колоколов, которые сбрасывали с колоколен, разбивали, грузили на железнодорожные платформы и отправляли на переплавку. В начале 1930-х годов церковный звон в СССР был официально запрещен, как якобы мешавший советским людям слушать радио. В 20-30-е гг. массовые репрессии коснулись духовенства, монашествующих и православных мирян. И только в конце века, в 1990-е годы, начался процесс их реабилитации.
В нашем крае первая волна разрушения храмов прокатилась в конце 20-х — начале 30-х годов и коснулась в основном городов. В Йошкар-Оле была уничтожена Входо-Иерусалимская церковь, началось разрушение Троицкого храма. Под разными предлогами расторгались ранее заключенные договоры исполнительных органов с религиозными общинами о передаче им культовых зданий.
В 1938-1940 гг. массовый характер носило закрытие сельских церквей. По данным на октябрь 1942 г. в Марийском крае, где до 1917 г. действовало 155 православных храмов, осталось лишь 9, но и в них богослужения не совершались. Таким образом, более полутора сотен церквей были закрыты, многие здания пустовали, остальные были переоборудованы под сельские клубы, школы, мастерские МТС, склады, кузницы, правления колхозов и даже рестораны (чайные).
С 1943 года отношение Сталина к Православной Церкви несколько меняется. Власти разрешили созвать архиерейский собор, который возвел на пустовавший с 1925 г. патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского), регистрировать общины верующих и открывать храмы, правда, в очень ограниченном количестве. В МАССР в 1944 году были открыты Воскресенский собор в Йошкар-Оле, храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Семеновка, в 1945-1946 гг. – Владимирская церковь в селе Владимирское, Петропавловская в селе Кузнецово Горномарийского района, Рождества Пресвятой Богородицы в селе Сумки и другие. Всего в этот период открылись 15 храмов и 1 молитвенный дом в городе Волжске.
Новая полоса гонений на Церковь пришлась на конец 50-х – начало 60-х годов, когда Н.С. Хрущев взял курс на построение коммунизма и воспитание нового человека. Повсеместно продолжилось разрушение храмов, «мешавших глядеть» в светлое будущее. Так, в 1961 году до основания был разрушен Воскресенский собор в Йошкар-Оле, закрывали даже те церкви, которые сохранились в сталинский период. Безвременье продолжалось еще несколько десятилетий. Эпоха развитого социализма разъедала людские души, делала их безразличными даже к своему прошлому.
Конец 80-х — 90-е годы стали новым этапом в жизни Русской Православной Церкви. Люди потянулись к своим истокам, подвижники православной веры, сплачивая вокруг себя верующих, начали поднимать из руин храмы и монастыри. С учреждением в 1993 году Йошкар-Олинской и Марийской епархии это движение в нашем крае обрело новую силу. Епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освящал престолы восстанавливаемых храмов, благословлял народ на добрые дела. К концу 90-х годов в епархии действовали 10 городских и 50 сельских церквей, был восстановлен Мироносицкий монастырь, в Килемарском районе основана мужская Богородице-Сергиева пустынь.
В последующие годы были построены и освящены храм святой мученицы Татианы при ПГТУ, церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы в Новотроицкой воспитательной колонии п. Светлый, в одной из ракетных войсковых частей республики появился домовый храм во имя великомученика Георгия Победоносца. В г. Йошкар-Оле, на территории Дома Правительства, освящена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, возведением которой было решено ознаменовать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. В столице республики выстроены также Троицкий храм, церковь в честь Всех святых на Туруновском кладбище, Воскресенский собор, храм во имя преподобного Серафима Саровского в микрорайоне Дубки, на территории историко-культурного комплекса «Царевококшайский кремль» освящена Покровская часовня. К ноябрю 2016 года в нашей епархии действуют 128 храмов, 44 часовни и 2 монастыря.