Новости митрополии

В Йошкар-Оле прошел семинар-интерактив для учителей ОРКСЭ 121

18 декабря 2025г.
Автор: Отдел религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинского благочиния, фото Марии Васеневой

12 декабря в Йошкар-Оле прошло завершающее мероприятие XIII Региональных Рождественских образовательных чтений по направлению «Церковь и образование» – методический семинар-интерактив для учителей ОРКСЭ (Основ религиозных культур и светской этики).

Педагоги школ г. Йошкар-Олы, преподающие данный предмет, собрались в здании Музея истории Православия. Семинар был организован отделом религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинского благочиния, отделом общего школьного образования Управления образования г. Йошкар-Олы и коллективом Музея истории православия. Тема – актуальная: «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей школьного возраста».

С приветственным словом к участникам обратилась Виктория Яковлевна Сарынина, сотрудник отдела религиозного образования и воспитания Йошкар-Олинской епархии и Йошкар-Олинского благочиния, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования РМЭ. «В наше время мы живем в таких условиях, когда главным приоритетом в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как духовность и нравственность занимают далеко не первые места. Большинство родителей увлечены интеллектуализацией своих детей уже с дошкольного возраста. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием духовных и нравственных качеств маленького человека», – отметила она.

Виктория Яковлевна также обратила внимание на воспитание, выращивание души маленького человека, а именно в этом состоит назначение модуля «Основы православной культуры», – процесс самый сложный и ответственный в работе учителя. Здесь нельзя ограничиться просветительскими беседами о совести, добре и зле. Какой поступок ребенок может заслуженно назвать добрым? Как же ему осознать суть изучаемого по-настоящему? Надо помнить древнюю истину: «Вера без дела мертва».

Сотрудник Музея Светлана Константиновна Каплунова представила участникам семинара передвижную выставку, посвящённую 30-летию Йошкар-Олинской епархии, а также провела для учителей программу «Путь к Свету» – педагоги с азартом разгадывали задания: собирали карту Марийской митрополии, разбирались в церковных терминах и выстраивали хронологию событий.

Во второй половине семинара учителя познакомили коллег со своими методическими наработками в области духовно-нравственного воспитания школьников. Темы были самые разные: «Процесс изучения истории Родины, формирование сопричастности детей и молодежи к историческим событиям (из опыта проведения городского конкурса «Служение Отечеству: события, имена»); «Роль школьного музея и школьной библиотеки в системе культурного развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся»; «Связь духовно-нравственного воспитания в школе с национальными ценностями»; «Календарные и народные праздники как одна из форм духовно-нравственного воспитания»; «Формирование патриотических качеств младшего школьника в урочной и внеурочной деятельности».

Виктория Яковлевна Сарынина вкратце рассказала об учебе команды педагогов РМЭ под ее кураторством на закрытом курсе «Семьеведение» на образовательной платформе «Клевер Лаборатория», который по завершении апробации планируют назвать «Моя семья» и распространить на все общеобразовательные учреждения страны, что потребует большого количества подготовленных кадров. Для этого Министерство просвещения планирует организовать систему повышения квалификации, в том числе на базе педагогических вузов.

В подведении итогов работы семинара-интерактива приняли участие Светлана Николаевна Смирнова, ведущий специалист отдела общего школьного образования управления образования города, и Виктория Яковлевна Сарынина, которые обратили внимание учителей на большую ответственность за воспитание детей в современных условиях как семьи, так и системы школьного обучения и воспитания, где, собственно, и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.