Новости митрополии

«Жить в мире, единстве и благополучии» 3686

1 ноября 2007г.

48,06 Kb [299X450]Накануне Дня народного единства архиепископ Йошкар­Олинский и Марийский ИОАНН дал интервью телевизионной программе «Преображение» ГТРК «Марий Эл».

 

— Ваше Высокопреосвященство, приближается праздник народного единства, который многие считают искусственным, нарочито созданным. Какова концепция Вашего толкования этого праздника?

 

— Праздник народного единства имеет глубокие исторические корни. Ведь до революции 4 ноября — праздник Казанской иконы Божией Матери — был государственным. Тогда в этот день праздновали освобождение от захватчиков, это был день создания государственности.

В смутные времена Россия потеряла не только преемственность государственной власти — поскольку завершилась династия Рюриковых, — но и утратила коренную историческую традицию ставить государей из русского народа. Из тех, которые являлись плоть от плоти, кровь от крови всех нас. В смутные времена мы приглашали то польского королевича Владислава, то одного Лжедимитрия, то второго, третьего. Страна находилась в политическом хаосе: кругом набеги, разбои. Народ был крайне разочарован во власти, и необходимость объединения была очевидна.

 

Думается, его отправной точкой стал голос Патриарха Гермогена, который, находясь в заточении в Чудовом монастыре, обратился к своей пастве, к нижегородцам и ко всей России, просил их прийти в матерь городов русских — в Москву, чтобы освободить святыни, Кремль, и всю землю русскую от нашествия иноверцев, католиков. И воссоздать былую славу нашего Отечества.

 

И мы знаем, как митрополит Ефрем, благословляя Казанское ополчение и посылая его в Москву, даровал им главную святыню Казани — Казанскую икону Божией Матери со словами, что Царица Небесная освободит свой дом — Храм Успения Пресвятой Богородицы — от захватчиков и явит свою любовь народу русскому.

 

Тогда со всех концов земли российской — Новгорода, Казани, Ростова, Коломны и других городов — двинулись русские люди, объединившись под путеводительством Царицы Небесной. Совершили великий подвиг избавления Руси от порабощения. В дальнейшем был дарован России и новый царь из династии Романовых, потомки которого правили страной более 300 лет.

 

Поэтому праздник народного единства установлен и воссоздан именно в день празднования Казанской иконы Божией Матери, чтобы напомнить нам историю нашего Отечества. Оглянемся на недавнее прошлое: с 1993 года, после перестроек демократических, капиталистических и прочих преобразований, Россия и русский народ вновь находился в смятении. Пора нам начать учиться на опыте наших предков.

 

— То есть смутные времена повторились?

 

— Они повторились в точности, кроме нашествия иноплеменников. Брат восстал на брата, семьи разделились, общество разделилось. Все мы помним события, которые произошли в Москве, обстрел Государственной Думы, времена анархии, безвластия, обнищания народа. И когда был после этих смутных времен вновь воссоздан этот праздник, через него не просто символически, а онтологически, существенно, мы вновь вручаем свою жизнь Царице Небесной. И еще раз возглашаем, что она покровительствует над Россией и сделает Россию великим государством, великой державой и верные сыны ее будут заботиться, в первую очередь, не о золотом тельце, не о своем благополучии, а о державе Российской. Вносить свою лепту, свои таланты в сокровищницу воссоздания былой славы и величия нашей государственности.

 

— Владыка, идея единения, единства в Боге, всегда была мечтой, она дана нам в Евангелии — «будьте едины», но настоящее время, кажется, определяет другой призыв: свобода человеческой личности…

 

— Свобода личности — это свобода в добре. Добро, которое в человеке от Бога заложено. И это добро обновляет мир, обновляет общество.

 

Но в настоящее время под свободой подразумевается произвол. Никогда свобода личности не должна превращаться в эгоистические устремления. Эгоизм — это проявление гордости человеческой, это разрушение семьи, общества. И поэтому обращение, которое звучит из уст Церкви, «единение в Бозе» — это обращение, которое заставляет каждого человека призадуматься, кто он есть: богозданное существо, микрокосмос, созданный Богом для того, чтобы творить, созидать, радовать окружающих людей, или же человек, потребительски уничтожающий природу и окружающих людей, порабощая их.

 

Существуют правила, законы Божии, естественные законы, которые в каждого из нас вложены Богом. Это закон совести. И сообразно этим законам и закону совести человек, служа ближнему, как самому Богу, стремится к тому, чтобы поступать с окружающими так, как он хочет, чтобы поступали с ним. Это приводит к гармонии, когда дети почитают родителей не прекословя им. Когда родители, не раздражая своих детей, воспитывают их достойными сынами Церкви и Отечества. Вот то, что давало способность нашему Российскому государству воссоздаваться и возрождаться, не взирая на страшные потрясения. Вот это и есть жизнь в Боге и единение в Нем.

 

Считая себя православными людьми, мы должны помнить о том, что православный человек — это не тот, кто живет для себя и ради себя, а тот, который посвящает свою жизнь ближним, расширяя и умножая таланты, которые Господь даровал. В том числе, и способность развития нашей державности. Ведь святитель Филарет Дроздов сказал: «Тот, кто не гражданин отечества Российского, не может быть и гражданином Небесного отечества». Поэтому православный христианин — это патриот, это человек, который всего себя посвящает на служение Богу. И в ближнем, только в ближнем человеке, он находит, творя ему добро, свое спасение.

 

— Это не слишком высокая духовная цель? Ведь если посмотреть на последние полтора десятилетия, мы видим, что эти тезисы не очень подтверждаются жизнью. И как можно совместить сытость сытых и голод голодных, как их привести к единению?

 

— Да, все больше и больше наша Россия разделяется. И часто я вижу причины этого разделения в том, что, называя себя верующими людьми, мы преступаем закон Божий. Ведь Господь ни в коей случае не осуждает богатства человеческого. Он осуждает алчность, привязанность к этому богатству, когда дарованные Богом материальные средства используются не на служение ближним, Отечеству, а в корыстных целях, для услаждения своих страстей. И русский человек такой своей беспечностью поражает весь окружающий мир. Ведь русская душа никогда не может быть понята во всей полноте, потому что «пока гром не грянет — мужик не перекрестится».

 

И поэтому те, кому Господь даровал богатство, должны помнить, что как оно приходит, так оно и уходит. Если вы хотите, чтобы оно приумножилось, вы это богатство должны вкладывать в своих ближних. Ни в коем случае, Церковь это строго запрещает, не «не выплачивать» зарплату, как это часто бывает. Обманывают, получая богатство за счет того, что было создано предыдущими поколениями.

 

Все должно быть соразмерно и подчинено тем законам, которые создают нормальное общество. Церковь, по словам апостола Павла, не должна участвовать в изменении политического строя государства. Всякая власть от Бога. И какую власть Господь нам дает, зависит именно от нас, от каждого человека в отдельности. И каждый народ достоин своих правителей.

 

— Мы говорим о времени перемен. Наше поколение пережило смену государственного строя и очень многие оказались на полярных позициях. У нас появились богатые-бедные, сытые-голодные. Как людям понять, осознать все эти перемены, как понять премудрость Божию и как обрести страх Божий в хорошем смысле этого слова.

 

— Для этого необходимо воспитание. Общество без Бога обречено на вымирание. Когда человек живет для себя и во имя себя, он переступает не только закон Божий, но и законы государственные. Когда человек имеет страх Божий, он приобретает материальные средства через свой труд, через труд своей семьи, через ум и талант, дарованный Богом.

 

Страх Божий — это не рабская боязнь перед Богом. Это состояние человека, когда он с сыновней любовью относится к Богу, он не может его оскорбить своим поступком, потому что ему стыдно, как перед отцом. Он не может совершить ближнему своему деяния, которые не совместимы с голосом Божиим, с его совестью, которая звучит в нем. Это не раболепство перед Богом. Это жизнь, когда ты всегда ощущаешь, что Бог рядом с тобой.

 

— Ну, и опять же, если вспомнить историю возникновения этого праздника, возникает вопрос: почему нужны такие всенародные бедствия, чтобы человек вспомнил о Боге, вспомнил о том, что в одиночку горе не победить? Вспомнил вообще о единении народа, во имя чего он должен объединяться с другими.

 

— Я не согласен, что нужны народные бедствия. Мы сами устраиваем эти бедствия, Господь попускает только, а человек сам творит. Человек теряет ум, Богом ему дарованный, и начинает творить те деяния, которые приводят к хаосу в государстве, семье, обществе.

 

Почему нам нужен такой праздник? Да потому, что история не прощает ошибок. Она учит нас, и мы должны раз и навсегда запечатлеть в своем сознании, в сознании нашего общества, что мы не должны быть рабами. Нас разделяют, управляя нашими недрами, нашими богатствами.

 

Мы должны быть в духовном единстве, в том единстве, которое дает способность нам раз и навсегда осознать великий дар Божий — жить в России, быть ее сынами, иметь великое государство. Всем Господь нас наделил: и недрами, и прекрасной природой, и лесами. Ничем не лишен от Бога российский человек. Только почему-то у нас короткая память, и мы с вами всегда оглядываемся по сторонам: а что о нас подумают, а как на нас посмотрят с Запада.

 

Мы должны, в первую очередь, беспокоиться о наших детях, о том безнравственном состоянии, в котором мы с вами находимся. Мы должны беспокоиться об исправлении наших детей. Да и родителей. Это, пожалуй, в первую очередь. Потому что родители закладывают в своих детях, и на генетическом уровне, и в воспитании, будущность нашей страны. Если вот это патриотическое чувство, чувство, дарованное Богом, будет присуще всем нам, то мы, каждый находясь на своем месте, будет заботиться о том, чтобы дети наши были не просто одеты, обуты, накормлены, но чтобы они воспитывались достойными чадами нашего отечества. Старшие, родители, будут беспокоиться о том, чтобы избавиться от своих страстей, быть достойными образцами для детей. И восстановится, даст Бог, то согласие, когда радость окружающих людей будет и нашей радостью, а скорбь окружающих, по словам апостола Павла, и нашей скорбью. Именно вот в этом, в простых человеческих отношениях, и созидается будущность нашего общества.

 

И я верю, что Господь по молитвам Пречистой Богоматери, которая является нашей небесной покровительницей, будет пробуждать нашу с вами совесть, будет заставлять (может, через скорби, через испытания) русского человека осознать, что без жизни в Боге, без духовно-нравственной жизни невозможно, как бы мы не говорили, исправить положение, в котором мы с вами находимся. Экономикой движет нравственность. Нравственность является двигателем государственности, ее целостности и будущности.

 

Не экономика в первую очередь, а нравственный закон в Боге, он является источником вдохновения, он является источником, способным возродить былую славу русского человека. Ведь русский человек, по слову святых отцов, это богоносец, который живет в Боге, который служит Ему и вне этого не существует для него жизни.

 

А образ Казанской — это вся история земли российской, начиная от начала XVII века и заканчивая настоящим временем. В самые тяжелые, смутные времена русский народ преклонял перед ней колена, просил ее, умолял Ее и Она вновь и вновь, не взирая на наши греховные падения, являла Свою милость, умоляя Господа о возврате России былой славы, величия и единства.

 

Поэтому для меня возвращение этого праздника — это дань нашим отцам, дедам, прадедам, которые благодарили Царицу Небесную и жили в том единении, которое дает всем нам сейчас надежду, что и все мы будем жить, подобно им, в единстве, мире и благополучии.

 

Беседовала Валентина Аникова.