Новости митрополии

О духовно-нравственном воспитании 3253

5 декабря 2017г.
Автор: Виктория Сарынина

28 ноября в Йошкар-Оле прошла Республиканская научно-практическая конференция «Развитие духовно-нравственной составляющей образовательного процесса в современных социально-культурных условиях».

Конференция проходила на базе Национальной президентской общеобразовательной школы-интерната в рамках V региональных Рождественских образовательных чтений при участии Министерства образования и науки РМЭ и Йошкар-Олинской и Марийской митрополии. Она объединила ученых и педагогов-практиков – всего в мероприятии приняли участие около 120 работников образования с различным педагогическим, научным и управленческим стажем и опытом работы из различных районов Республики Марий Эл. Обсуждались проблемы, связанные с социокультурным контекстом современного воспитания, с генезисом научных представлений о воспитании, с философско-этическими основами воспитания, с культурологическими и аксиологическими аспектами воспитания, с содержанием, методами и технологиями воспитания, со спецификой воспитания в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательной школе и в системе среднего профессионального образования, с подготовкой будущего учителя к воспитанию школьников, с проявлениями молодежной субкультуры в контексте воспитания подрастающего поколения.

Открывая конференцию, уполномоченный по правам ребенка при Главе РМЭ,  кандидат юридических наук Евгений Бурдо отметил важность формулирования целей воспитания на современном этапе. Он отметил, что актуальность затронутой проблемы состоит вовсе не в измерении важности и уместности воспитания как социального процесса. Возможно, что именно сейчас в условиях перехода человечества в виртуальный мир и непрерывной трансформации производственных отношений, необходимо вернуться к базовым основам процесса воспитания, которые подробно описал еще в 17 веке чешский педагог-гуманист Ян Коменский.

С приветственным словом к педагогам республики обратился протоиерей Андрей Норкин, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинской и Марийской епархии, ответственный секретарь V региональных Рождественских образовательных чтений. Он подчеркнул важность обращения к теме воспитания. Воспитание человека сосредоточено главным образом в семье, которая и несет всю полноту ответственности за то, каким станет человек. Школа же вносит вклад в социализацию личности, создает условия, образовательную среду, которая может помочь человеку в выработке правильных ценностных ориентаций.

Программа конференции была наполнена актуальными и интересными докладами. Начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки РМЭ, кандидат филологических наук Ольга Баланчук обратила внимание на значение воспитательной деятельности на основе традиционных православных ценностей в развитии системы образования РМЭ.

Оживленную дискуссию вызвало выступление магистра богословия, заместителя руководителя отдела религиозного образования и катехизации Йошкар-Олинской и Марийской епархии, иерея Иоанна Кристева, который в своем докладе раскрыл ключевые понятия духовно-нравственного воспитания в православной традиции. В частности, он провел разграничение между самими понятиями «нравственность» и «духовность».

Отец Иоанн отметил, что «когда выражение "духовно-нравственное воспитание" употребляется представителями Церкви, то его значение предельно конкретно и ясно. Когда же оно употребляется представителями светских структур, тогда его значение совершенно размыто и непонятно. Тревожно видеть, как нивелируется исконное, историческое значение такого важного для христианства понятия, как духовность. Напомню, что слово "духовный" пришло к нам через христианство, в котором оно имеет конкретное значение. Итак, что такое духовность, и чем она отличается от нравственности? Нравственность — это совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе, то есть нравственность определяется отношением человека к человеку. Духовность же определяется отношением человека к Богу, к религиозной вере, поэтому духовные ценности - это не интеллектуальные и не культурные ценности, а ценности, связанные с Небом, с Царством Божиим, с Богом».

Иерей Иоанн Кристев привел ряд наглядных примеров того, что для духовной жизни человека не имеет значения ни уровень образования, ни культурные познания и широта кругозора. Так, среди святых 20-го века, канонизированных Церковью – блаженная Матрона Московская и святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Одна –  неграмотная старица, никогда не посещавшая театров и музеев, другой – высокообразованный профессор, хирург и видный общественный деятель, доктор медицины, архиепископ  Русской Православной Церкви. Оба прославлены Церковью за высокую духовную жизнь.

Обратил отец Иоанн внимание слушателей и на такое понятие, как «светский». Он отметил, что «значение данного понятия в современном мире также размывается и нивелируется. Светский человек может быть как христианином, так и мусульманином, или иудеем, или атеистом, или вообще агностиком. Принцип светскости предполагает нейтральность по отношении к любой религии или идеологии, но не исключает возможность сотрудничества школы и религиозных организаций. У нас же иногда под понятием "светский" подаются атеистические идеи. Например, один из модулей школьного курса ОРКСЭ называется "Основы светской этики". Анализ учебника по данной дисциплине показывает, что многие темы в ней основаны на атеистических идеях, а в некоторых местах видна явная антихристианская направленность, то есть под нейтральным понятием "светский" пропагандируются атеистические идеи». Более того, само выражение «светская этика» некорректно. Этика, по определению, может быть христианской, исламской, иудейской, атеистической, но не может быть светской. Потому что этика — это наука о нравственности и морали. А мораль и нравственность не могут быть светскими. «Нравственность определяется мировоззрением, а в основе мировоззрения человека всегда лежит его вера, религия или, если шире определить, идеология. Вот почему этика не может быть светской. Понятие "светская этика" — это лукавство» – подытожил отец Иоанн.

Также Иоанн Кристев подчеркнул, что «невозможно воспитать духовно-нравственного человека на идее толерантности (в нравственной сфере). Потому что толерантность призывает к терпению. Терпеть же можно только отрицательные явления, зло, врага – словом, то, что человеку не нравится. То, что нам нравится (добро, друзей и т.п.) мы не терпим, а любим, уважаем. И когда ребенку говорится, что он должен терпимо относиться к определенным социальным, этническим или религиозным группам, то ему подсознательно внушается, что эти группы представляют для него опасность, являются для него злом, но ему необходимо их терпеть. Таким образом, толерантность подсознательно культивирует вражду между инакомыслящими. Это в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной перспективе толерантность приводит к размыванию границ между добром и злом и, как следствие, к умножению зла. Ведь толерантность требует терпимости не только к самому инакомыслящему человеку, но и к его поступкам. А поступки бывают разные, в том числе и аморальные. И вот когда человек, особенно с детства, полностью проникается идеями толерантности, то он сначала внешне терпит зло, затем оно его и внутренне перестает возмущать, а далее и вовсе теряется различие между добром и злом…  Когда же человек перестает различать добро и зло, он перенимает как раз плохое. Потому что именно дурной пример заразителен». В подтверждение сказанному, отец Иоанн привел пример «толерантной» Европы с ее отношением к однополым бракам… (Полностью доклад иерея Иоанна Кристева будет размещен на сайте епархии).

Еще один докладчик – директор ГБОУ РМЭ «Национальная президентская общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» Лидия Иксанова подготовила выступление на тему «Традиционные национальные ценности как одна из главных составляющих духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательных организациях».

После пленарного заседания работа конференции продолжилась по четырем секциям:

1. Традиционные национальные ценности как одна из главных составляющих духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательных организациях;

2. Воспитание с «пеленок»: роль организаций дошкольного образования в формировании духовно-нравственных ценностей;

3.  Пропаганда нравственных ценностей в условиях информационной среды;

4. Взаимодействие семьи и школы как основа эффективности духовно-нравственного воспитания.

По итогам пленарного и секционных заседаний оргкомитет принял резолюцию конференции, где отражены все направления воспитательной работы.



Теги: Все новости раздела »



Новости по теме

20 декабря 2017г.
В рамках V Региональных Рождественских образовательных чтений прошла традиционная встреча митрополита Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна с родителями и педагогами.
11 декабря 2017г.
«Нравственные ценности и будущее человечества» - тема обсуждения участников конференции, состоявшейся на базе Новоторъяльской детской школы искусств им. Э.Н. Сапаева 29 ноября 2017 года.
8 декабря 2017г.
​​​​​​​В рамках V региональных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» 6 декабря 2017 г. впервые состоялся форум «Православие и семья»