Церковные новости

Епископ Сергиево-Посадский Фома: Семена наставлений старцев прорастут, если сердце будет гореть любовью к Богу 1464

3 июня 2021г.
Автор: Синодальный отдел по монастырям и монашеству

В 2021 году Свято-Троицкая Сергиева лавра празднует 75-летнюю годовщину возобновления богослужений в обители. На вопросы портала «Монастырский вестник» ответил наместник Лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома.

— Владыка, возрождение Троице-Сергиевой лавры началось сразу после Великой Отечественной войны, о чем имеются воспоминания людей, ставших свидетелями того поистине удивительного явления, настоящего чуда, происходившего в советские годы на глазах тогда еще огромной страны. Что из тех воспоминаний, какие описанные (или услышанные от кого-то) факты запали Вам в память, в память многих из братии и продолжают вызывать теплые чувства и сегодня?

— В первую очередь самым настоящим чудом считаю то, что, несмотря на всю враждебность и нетерпимость советской власти к Церкви и ее святыням, у нас к 1946 году сохранились мощи преподобного Сергия. Лавра была закрыта на протяжении 26 лет. Четверть века духовного запустения и безобразия... Сброс крестов и колоколов, общественные бани и столовые вместо храмов, изгнание насельников, расстрел братии на Бутовском полигоне... Страшные годы! И поразительно, что мощи Преподобного уцелели.

Сейчас, конечно, многие приезжают из отдаленных областей нашей страны, чтобы увидеть древние храмы Лавры, приобщиться к истории, напитаться духом Троицкого собора, но величайшим сокровищем всегда были и будут оставаться именно мощи Преподобного. Он наш игумен. Игумен земли Русской. А мы его чада. И после каждого братского молебна насельники обители явственно ощущают на себе эту отеческую заботу и попечение.

— Еще к вопросу о воспоминаниях. Подвизаясь в Лавре, Вы, наверное, застали лаврских старцев, которые открыли многим молодым людям мир монашества и духовно окормляли их. На данном этапе что Вам как наместнику обители хочется сделать для того, чтобы не только память о тех великих старцах была жива, но и их наставления, примеры их жертвенного служения помогали монашествующим нынешнего времени духовно возрастать, как возрастали те поколения?

— Начну с того, что личной святости невозможно научить. Ее нельзя преподать, как некий урок, нельзя передать, как какую-либо вещь. Ее необходимо достигать самостоятельно на протяжении жизни. Конечно, святые, в земле Радонежской просиявшие, и наши знаменитые старцы указали путь, шествуя которым возможно скорее приблизиться к монашескому совершенству.

Преподобный Сергий — «правило веры и образ кротости», как об этом говорится в акафисте. Преподобный Никон явил пример послушания. А преподобный Михей, по чистоте своего сердца, сподобился быть свидетелем явления Пречистой Богородицы. Русская земля знает целый сонм учеников преподобного Сергия, которые просияли самыми разными добродетелями и достигли святости. Задаешься вопросом: почему? Потому ли, что сподоблялись жительства со святыми? Но скорее, потому, что своей главной, вожделенной целью ставили Царство Небесное.

К сожалению, никакие наставления не помогут брату, если его сердце не будет гореть любовью к Богу. В этом главный секрет святых и старцев. Чтобы быть, как они, необходимо так же возлюбить Бога «всем сердцем твоим и всею душою и всем разумением» (Мф. 22:37). Важно понимать, что единственным Подателем и Источником истинной добродетели является Сам Господь. Лишь тогда наставления старцев станут действенны, когда почва нашего сердца будет удобрена и пригодна для взращивания добродетели. Поэтому мне как наместнику обители всегда в первую очередь хочется призвать новоначальных монахов устремиться всею душою к Богу и возделывать землю своего сердца. И тогда семена наставлений старцев прорастут с новой силой.

— Владыка, сколько братии подвизается в Троице-Сергиевой лавре? Приходят ли сейчас сюда молодые, которые увидели, что монашеский путь — это их путь?

— Сегодня число насельников Лавры, включая все скиты и подворья, — около 300 человек. Конечно, молодые люди поступают в обитель. В частности, некоторые из них приходят из числа студентов или выпускников Московской духовной академии. В этот Великий пост в Лавре три послушника приняли монашеский постриг и четверо — иноческий.

— Ваше Преосвященство, став наместником Лавры не очень давно, успели ли Вы уже ощутить, что Духовный собор Лавры — это опора для руководителя обители? В чем его помощь проявляется?

— Безусловно, Духовный собор — это опора и поддержка для наместника. Лаврские старцы и опытные монахи, которые в него входят, помогают разбираться в сложных ситуациях, как дисциплинарных, так и административных, дают советы, помогают принять решения. Сила и важность этой поддержки очень ощутима.

— Скиты и подворья — что они значат для Лавры, для монашествующих и для Вас как наместника? Каково их предназначение, какие задачи там решаются?

— Лавра своими скитами, подворьями охватывает и решает много задач — как духовных, так и практических. В первую очередь у монашествующих есть возможность удалиться от суеты, сосредоточиться на молитве и духовном подвиге. В некоторых скитах совершаются богослужения по особому, более строгому уставу. Например, недалеко от Сергиева Посада есть Сергиевский скит, где братия молится на длинных ночных богослужениях. На некоторых подворьях развито огородное хозяйство — монахи трудятся на земле. Некоторые расположены в значимых для истории Лавры местах. Как, например, Варницкое подворье в городе Ростове Великом — месте, где родился преподобный Сергий Радонежский. Более того, сейчас там находится Варницкая мужская гимназия, после окончания которой многие выпускники поступают в Московскую духовную академию. Или, например, подворье Гремячий ключ. Оно расположено у источника, обретенного преподобным Сергием. Вместе с тем очень хорошо, что такие значимые места доступны для паломников, там идет церковная жизнь.

— Нам невозможно представить Лавру без паломников и туристов, которые едут сюда из разных уголков земли. Их понять можно! Побывать в духовном сердце России — крупнейшем центре Православия, приложиться к раке с мощами преподобного Сергия! Для верующего человека это великое счастье. Но для братии важны тишина и спокойная монашеская жизнь. Удается ли как-то решать эту задачу — ограждать монашествующих от неизбежного шума при таком потоке паломников, или это остается острой проблемой?

— Да, действительно, поток людей в Лавру не оскудевает. Каждый год Троице-Сергиеву лавру посещает около 1,5 миллионов туристов и паломников. Конечно, в прошлом году, когда весь мир парализовала пандемия, людей стало приезжать значительно меньше. В монастыре соблюдали ограничения, на протяжении некоторого времени он был закрыт. Сейчас паломничество возобновилось, но не в прежних масштабах. Очень надеемся, что милостью Божией в скором времени все стабилизируется, пандемия будет позади и каждый сможет снова приехать в обитель Игумена земли Русской.

Лавра с самого ее основания преподобным Сергием не была закрытым монастырем. Из жития Преподобного мы знаем, что к нему неоднократно обращались за молитвенной помощью как простые крестьяне, так и великие князи. И он никому не отказывал и ни от кого не скрывался. Он поистине являлся светом мира и солью земли. И наш долг, насколько это возможно, сохранять его заветы: принимать странствующих, утешать скорбящих, помогать несчастным, давать духовные советы.

Конечно, чтобы оградить братию от лишних забот и суеты, многие послушания и работы, где это уместно, в монастыре выполняют мирские люди. Например, трудятся экскурсоводами в паломническом центре, волонтерами социальной службы, сотрудниками пресс-службы, келарской службы и так далее.

— Что Вы в целом можете сказать о паломничестве в Лавру? Можете сравнить паломников того времени, когда Вы сюда пришли в молодые годы, поступили в духовную семинарию, а позже были зачислены в число братии, — и сегодняшних паломников? Отличаются ли они в чем-то?

— Как тогда, так и сейчас люди несут к Преподобному свои скорби и радости, возлагают надежды на его помощь и выражают благодарность за оказанные милости. Однако сейчас в Лавру приезжают не только паломники, но и большое количество туристов, в том числе и из-за рубежа. С одной стороны, это хорошо: ведь находясь в столь святом месте, спящая душа может, наконец, проснуться, сердца коснется Божественная благодать, и человек уйдет иным, преображенным. В этом есть доля проповеди и миссионерства. Но, к сожалению, есть и такие, кто в архитектурном ансамбле Лавры усматривает только лишь исторический и туристический объект. И это не может не печалить.

— Владыка, скажите, как предполагается праздновать 75-летие возрождения Троице-Сергиевой лавры?

— Эту знаменательную дату мы отмечаем богослужениями, благодарственной молитвой Господу и преподобному Сергию Радонежскому за сохранение обители, святынь и, конечно же, за возможность нам всем пребывать здесь. Также к этому событию было приурочено Великое освящение Успенского собора, в котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла установили новый белокаменный Престол. Освящение состоялось 5 мая.