Публикации

С Богом ничего не страшно 1962

31 марта 2020г.
Автор: Татьяна Бажанова, «Мироносицкий вестник» №3 2020 год

Тема воспитания детей очень обширная. Наверно, все неравнодушные родители уже прочли много литературы о педагогике и воспитании детей. Своими размышлениями я только краешком прикоснусь к этой очень важной теме.

Не хочется быть банальной, но начну с того, что слово «воспитание» или «вос + питание» значит – кормить, взращивать, пестовать. Пестовать — то есть любовно, заботливо растить, нянчить малолетних детей. У детей существует пять возрастных периодов — младенческий от 0 до 3 лет, дошкольный с 3 до 7 лет, младшие школьники с 7 до 10 лет, старшеклассники с 10 до 17 лет, взрослые дети и мы, в какой-то мере тоже дети. Пока поговорим о дошколятах и о нас — взрослых людях.

Наш XXI век — это век скорости. У многих есть машины, компьютеры, мобильные телефоны, но мы все равно ничего не успеваем. Почему? Потому что эти вещи, с одной стороны, помогают нам, а с другой – отвлекают от реальной жизни, отнимают много времени. А куда мы спешим? Спешим заработать много денег. Зачем нам много денег? Чтобы кормить, одевать, обучать детей. Все лучшее – детям! А сколько нужно этих денег нам, детям, внукам, нашему телу? Ведь действительно нужен только насущный хлеб, как заповедовал нам Сам Господь в молитве «Отче Наш…» — хлеб насущный даждь нам днесь… Нам заповедано из земных ценностей просить только хлеб насущный, но не золото, не машины, не жилье и даже не одежду. Но мы так не можем, нам этого мало, мы не знаем меры, как ненасытный падишах из мультфильма «Золотая антилопа». Но если оглянуться назад, на свою жизнь, то увидим много ненужных глиняных черепков… Святым – Ксении Петербургской, Василию Блаженному, Матроне Московской, многим другим Бог помогал. Потому что у них вера сильная. Помоги и нам, Господи! Помоги правильно воспитать наших детей!

Что нужно нашим детям? Дети хотят денег? Нет. Им нужна большая, дружная семья — мама, папа, бабушки, дедушки, братишки и сестренки. Детям нравится играть с теми, кто только родился, и заботиться о тех, кого скоро не будет, и родителей своих они очень любят. Но нам почему-то трудно больше времени проводить с детками. Мамы, даже находясь в декретном отпуске, мало поют колыбельных песен своим ребяткам, не читают добрые сказки на ночь. Папы не учат сыновей ремеслу. Многие современные бабушки и дедушки не умеют пестовать своих внуков.

Дети, с которыми начинают заниматься «с пеленок», хорошо учатся, у них хорошая память, они добрые, веселые и счастливые. Своей грубостью мы их только отталкиваем от себя. Как мы детей кормим? Приказываем: «Быстро ешь!» А добрая бабушка накормит ребенка, загибая маленькие пальчики и рассказывая прибаутки про Сороку-Ворону, которая кашу варила, деток кормила, всех гостей созывала и кашей угощала. Все Сороке помогали – воду носили, дрова кололи, кашу варили, солили, сластили, дружно жили. Очень важно с ребенком поразмышлять, можно сочинить историю дальше, о том, что тот — мизинчик, который кашу не варил и ничего не делал, тоже исправился – и вымыл посуду. Конечно, и его накормили, не оставили голодным…

Нам трудно беседовать со своими детьми, отвечать на их якобы глупые вопросы, проявлять к ним терпение и понимание, мы начинаем повышать голос и раздражаться, ведь у нас есть дела поважнее, и мы очень устали… Как мы деток укладываем спать? Опять приказываем: «Всем спать!» А надо как? Нужно всей семьей помолиться, попросить у всех прощения, обнять и полюбить своих родных, драгоценных, Богом дарованных деток.

Если нам не пели и не читали на ночь сказки и прибаутки, то сейчас в интернете есть множество маленьких веселых стишков на бытовую тему для малышей. А еще лучше, укладывая детей спать, тихонько напевать молитву. Так они ее быстро выучат.

Порою от усталости родители засыпают быстрее, чем детки. Стрессы, раздражения просто «косят» нас. Но наши дети не виноваты. Мы для них – самые близкие и родные люди. Дети нам доверяют. Им нужно уделять много времени, слушать и слышать, быть «мировыми судьями» в ссорах между детьми и, конечно, надо смотреть им в душу, чувствовать их настроение.

Можно много читать полезной литературы по воспитанию детей, слушать правильные советы, но когда сам оказываешься в сложных ситуациях, то очень трудно подобрать правильные слова и советы. Только родители чувствуют своих детей, и только они в конкретной ситуации могут помочь своим чадам — наказать или пожалеть.

Ребятишкам до школы нужно успеть много прочитать добрых сказок, чтобы они понимали – где добро, а где зло, где истинная красота, а где кривляние, где ложные супергерои, а где богатыри, добрые и сильные люди.

Какими игрушками стали играть дети? Если у девочек есть хорошая российская кукла, а еще лучше – сделанная своими руками, то на Барби они даже и не смотрят. Есть красивые куклы, а есть модные – «Лол», «Монстер Хай», «Пинки Пай», покемоны, джокеры, монстры, трансформеры и компьютерные игры. Но не всё, что модно, полезно. Страшно представить: милое дитя, созданное по образу и подобию Божьему, а в ручках — ужасный монстр! Но если у девочки есть хорошие куклы, а у мальчика – отличные машинки, инструменты, конструкторы, то страшные игрушки им не нужны. А родители сами очень часто соблазняют своих любимых деток, покупая страшилища.

Когда мы говорим о воспитании, то принимаем позицию взрослого человека. Но надо рассматривать ситуацию с обеих сторон. Бывает, что дети нас учат, их устами глаголет True. Значит, и к ним нужно прислушиваться, видеть в них будущих взрослых, не стесняться и у них просить прощения. Очень часто мы узнаем себя в их поступках. Какими они будут? Им надо помочь научиться жить с Богом! Их надо уберечь, защитить от зла. Их надо научить творить добро. Детский мир — он особенный. Они, младенцы, пока еще чисты, а то, что «налипло» к ним — это во многом наша вина. Дети копируют нас, взрослых. Они видят нашу греховную жизнь, видят фильмы, которые мы смотрим, слушают песни, которые слушаем мы, запоминают, как мы общаемся. А потом мы смеемся над ними, когда в садике они играют в «любовь», матерятся, обижают слабых, бьют друг друга, грубят воспитателям. Мы удивляемся: «Откуда это у них?» Но родители упорно доказывают, что их ребенок – самый лучший!

А каким было наше детство? Оно у всех было разным, но в основном прекрасным – воспоминания, эмоции, впечатления от познания мира, добра и зла, которые мы приобрели в детстве, заложили в нас крепкий фундамент. Если бы взрослые нарисовали свое детство, то взяли бы самые яркие, светлые и сочные краски. Это потому, что ребенок видит все впервые, он познает мир, открывая его каждый день с разных сторон и с новыми знаниями, радостями, волнениями, яркими красками, запахами, ощущениями, бежит, сам пока не зная куда… Дети живут одним днем, им хорошо сегодня и сейчас, они быстро прощают обиды и снова добры и счастливы. Не зря Господь нам завещал: «Будьте как дети!»

Недавно мы с детьми прослушали аудиозапись книги Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне» – очень понравилось. Автор неназойливо, через свои детские воспоминания, рассказывает об истинных ценностях, о том, как нужно воспитывать детей. Вот благочестивый старичок Горкин – воспитатель маленького Вани – предостерегает, чтобы тот не надевал на Святки карнавальных масок, изображающих всякую нечисть. «…Вон гонители мучили святых, образины богов-идолов нацеплять велели, а кто нацепит — пропал тот человек, как идолу поклонился, от Бога отрекся. И златом осыпали, и висоны сулили, и зверями травили, и огнем палили, а они славили Бога и Христа!» И Ваня вместе с Горкиным сжигает в печке страшную «харю»…

А кто из нас выкинет монстра, или сожжет в огне уродливую куклу с огромной головой на крохотном теле, с косыми глазами и светящимися рожками? Такие куклы не учат красоте, добру и целомудрию. Даже эстетически они ужасны: дети запоминают неправильные пропорции, а потом не могут нарисовать человека... Мало кто согласится расстаться с «харей». Потому что мы сами подарили им этих монстров. Покупаем рога на ободке, вампирские клыки... Цепляем эту грязь на чистое детское личико и умную головку, оскверняем своего ребенка, пачкаем чистую душеньку. А потом удивляемся: «Почему дети болеют? Почему они грубят? Почему они ругаются?»

Еще хуже, когда некоторые родители это делают специально: «Научу-ка я его быть злым, а то он пропадет в нашем жестоком мире и не даст обидчикам сдачи! Пусть он постоит за себя!» Но не понимаем, что зло, заложенное в ребенка, когда-нибудь повернется в нашу сторону, а будет уже очень поздно. Мы хотим этого? Мы хотим, чтобы в мире становилось больше зла? Так зачем же мы заигрываем с нечистой силой? Ребенок дорожит страшной игрушкой, потому что её подарили ему любимые и близкие люди — родители…

Я хочу защитить детей. Они видят мир красивым, чистым. Но мы сами портим их, навязываем грязь, жестокость и ужасы. В садиках и школах почти все дети матерятся. Маленькие дети произносят хулу на Господа и Божию Матерь, а воспитатели и родители как будто не слышат, потому что сами при детях произносят эту брань. Почему в моем детстве в школе я никогда не слышала мата, хотя и про Бога тоже нельзя было говорить? Может, до моего детства дошли частицы нравственных устоев чистой и прекрасной дореволюционной России, о которой и пишет Иван Шмелев. Когда читаешь его воспоминания, хочется эту красоту и счастье перенести в наш сегодняшний мир. И вдруг понимаешь, что мы что-то безвозвратно потеряли… Где она — наша прекрасная, чистая, живая и сильная Россия?! Как же было здорово жить по-настоящему с Богом! Какое же это счастье – иметь такого наставника, воспитателя, дедушку, как Михаил Панкратыч Горкин! Он водил маленького Ванечку в храм на службы. Для ребенка это было не в тягость, а настоящий праздник. Мальчик познавал Бога и учился с Ним жить. Учился любить своих ближних, которые его окружали, пестовали, беседовали с ним — это отец, мать, сестренки Катюшка и Сонечка, плотники, кухарки, банщики, рыбаки, рабочие. И весь Божий мир казался Ванечке сказочным и каждый день новым. В семь лет мальчик потерял любимого папеньку.  Но Ваня хорошо усвоил то, что с Богом ничего не страшно… Вот и наши дети в трудные минуты должны чувствовать, что мы рядом. И рядом со всеми нами Бог, с Которым никому и никогда не страшно!

Когда мы слушали, как читает книгу Шмелева «Лето Господне» Екатерина Краснобаева, то глубоко прочувствовали атмосферу дореволюционной Руси. Мы плакали и смеялись, переживали и восхищались, удивлялись и наслаждались. Мы будто видели наяву, какой была старая, еще чистая Москва, какими были дружными москвичи, мы ощущали ароматы трав, лета, осени, зимы, весны, атмосферу и запахи в храме... Мы были в восторге! Вроде всё как у нас, но что-то по-другому… После этого я поспешила взять эту книгу в библиотеке, чтобы еще раз задержаться на ее страницах, читать своим детям. Перечитывать это произведение можно бесконечно, многому учиться – без принуждений и назиданий, будто что-то родное, красивое, светлое входит животворящим бальзамом в уставшую душу. Круглогодичный цикл богослужений ушедшей, но не забытой России, описанный так жизненно, тепло и с любовью, поддерживает и укрепляет нас сегодня. Есть какая-то ностальгия, но ведь всё в наших руках… Хочется после прочтения этой книги жить легко, светло, красиво, честно, с Богом. А с Богом всегда очень хорошо и не страшно!