Публикации

Возрождение святыни 405

30 ноября 2022г.
Автор: Наталия Кулишова, «Мироносицкий вестник» №11 2022 г.

Вопреки мнению специалистов о том, что Тихвинскую церковь в городе Козьмодемьянске проще снести и построить новую, жители города вот уже десять лет возвращают храму прежний облик, и при этом, как замечают многие, меняются к лучшему их судьбы…

Почти два века истории

Кто впервые окажется в этих местах и зайдет в Тихвинскую церковь, ни за что не поверит, в каком состоянии здание храма было еще десятилетие назад. Тогда в этом заброшенном и заросшем месте с тоннами мусора, кишащем крысами и змеями, с трудом проглядывали кирпичные развалины. В них, изуродованных нелепыми надстройками и пристройками, невозможно было угадать облик старинной церкви, которой через пять лет исполнится 200 лет!

– Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1827 году в архитектурном стиле высокого классицизма. После победы России над французами в Отечественной войне 1812 года многие храмы строились в таком величавом стиле, – рассказала специалист Козьмодемьянского музейного комплекса Лариса Артемьева. – Известно, что на колокольне Тихвинской церкви было девять колоколов, самый большой весил примерно 102 пуда.

Специалисты утверждают, этот храм, пожалуй, единственный в Марийском крае памятник архитектуры эпохи высокого классицизма. Но век назад даже этот факт не спас церковь от печальной участи. В 30-е годы прошлого столетия в ней оборудовали пивоваренный завод.

Пожилые горожане помнят огромные чаны и баки, установленные внутри здания поруганного храма. Рассказывают, что по большим церковным праздникам некоторым виделись монахи, ходившие внутри и снаружи разоренной церкви. Смущали работников и старинные росписи: сколько не белили их, они все равно проступали. Особенно, образ Тихвинской Божией Матери. Иные крестились на него украдкой, о прощении молили…

– К разным историям я скептически отношусь, – с улыбкой говорит староста прихода Максим Очиповский. – Иное дело росписи на стенах. Если присмотреться к стенам, действительно, некоторые проявляются. Вот тут еще год назад невозможно было прочитать, что за архангелы, а сейчас уже надписи читаться начали. Как так? Я не знаю.

Люди – руки Бога

Впрочем, и Максим, и добровольные помощники, и прихожане давно уже не задаются подобными вопросами. Для них однозначно, что эта намоленная и многострадальная церковь восстанавливается не людьми, а Богом.

– Сколько раз бывало: мы запланируем что-то, начинаем делать – и хлоп по рукам! Мол, тут не надо, у тебя вот здесь получится. И, действительно, начинаешь понимать, что не ты строишь, а Бог – твоими руками, – рассказывает Максим. – Еще мне отец Серафим (иеромонах Серафим (Пасанаев), секретарь Йошкар-Олинского епархиального управления, который совершил в возрождающемся храме первую Божественную литургию), говорил, что нужный человек в нужный момент сам придет. Так и есть! Нужна штукатурка – к нам пришел человек и все один за лето сделал! И не хочет уходить, ему нравится. Ну разве это не чудо?!

И таких чудес здесь столько, что люди к ним давно привыкли. Даже несмотря на то, что все сделанное здесь – результат огромного труда сотен добровольцев самого разного возраста. Причем труда ручного: без каких-либо механизмов добровольцы разбирали чаны, ломали пристройки, копали и т. д.

– Например, чтобы сделать этот пол, разобрали старый заводской, даже нашли часть родного каменного, а потом занесли сюда 100 тонн с лишним песка, около 48 тонн щебенки, – вспоминает Максим. – Все ручками, ручками, ручками…

Он один из немногих, кто десять лет начинал восстанавливать храм вместе с благочинным Горномарийского церковного округа протоиереем Алексием Сущевым. Кстати, отец Алексий как-то вспомнил, что именно Максим в первый субботник первым пробрался внутрь через заколоченный проем и расчистил его для остальных.

С тех пор многое изменилось. В том числе и в жизни обновленной церкви. С 2019 года здесь проходят службы, причем храм всегда полон.

– Да, случалось, что руки опускались. Бывало, вдвоем с батюшкой работали. Но от этого только азарт какой-то появлялся, – признается староста. – Здесь такая атмосфера! Как известно, люди храм душой выбирают, приходят на службы. И мы рады этому.

А работы здесь, как говорится, еще непочатый край! Но Максим над вздохами посторонних только посмеивается по-доброму: «Будем делать потихоньку, время наше – пока мы живем!».

Чудо возрождения

– Посмотрев на людей, которые здесь работали и работают, не побоюсь сказать, что большинство из них приходит с какими-либо житейскими тяготами. А потом мы видим, как меняются их судьбы – в положительную сторону. Это сильно! Это и есть чудеса! – откровенно признается Максим. – Например? Не хотелось бы говорить о ком-то конкретно... Вот, однажды пришел к нам мужчина. По глазам видно было, уставший. Оказалось, дома у него не все хорошо, дошло до того, что даже предпринял попытку суицида. Через друга его Бог привел к нам сюда. Приходил стабильно, вместе трудились, служили, молились. Потом пропал. Друг рассказал, что он познакомился в интернете с девушкой, она его пригласила к себе в город, он собрал вещи и уехал, там устроился на хорошую работу. В общем, все у них сложилось, слава Богу! И таких примеров много. Хотите – верьте, хотите – нет.

Ну как не поверить, если вот он, храм – обретает сегодня свое былое величие. И как почти два столетия назад радует взгляд своими строгими линиями, яркими куполами и цветниками вдоль будущих дорожек.