Публикации

Крещение Господне 363

31 января 2023г.
Автор: «Мироносицкий вестник» №1 2023 г.

19 января православный мир отпраздновал Крещение Господа нашего Иисуса Христа – один из двунадесятых непереходящих праздников церковного года. О духовном смысле праздника и о связанных с ним традициях рассказал клирик Вознесенского собора г. Йошкар-Олы, преподаватель епархиального Образовательного центра, магистр богословия иерей Иоанн Кристев.

Крещение на Иордане

Праздник Крещения Господня имеет очень насыщенный богословский смысл. О событиях праздника рассказывают все четыре евангелиста – о том, как Господь приходит на берег Иордана и здесь принимает крещение от Иоанна Предтечи. К Иоанну в то время стекалось множество людей, и он крестил их в крещение покаяние, погружая в иорданские воды. Но ведь у Сына Божьего нет грехов, для чего Ему тогда креститься? И сам Иоанн, когда видит идущего к нему Господа, вопрошает: почему Ты идешь ко мне креститься? А Христос говорит, что сейчас надо исполнить эту правду, правду Божию.

Для Христа действительно не было необходимости в этом крещении. Он безгрешен и не нуждается в покаянии. Но тогда встает вопрос: а для чего тогда это было надо, в чем цель крещения Господа Иисуса Христа? Святые отцы учат, что это надо было для нас, людей. Христос совершает все для спасения человека. И вот Он, безгрешный, приходит на Иордан для того, чтобы Собой освятить воды Иордана и освятить будущее таинство Крещения. И нам показать необходимость этого таинства: Крещение – как перерождение, как начало новой жизни.

Все люди приходили к Иоанну, заходили в воду, исповедовали свои грехи, потом погружались в воду, показывая символически, что они смывают с себя свои грехи, и выходили. Христос без греха приходит, входит в воду и все те грехи, которые люди здесь оставляют, берет на Себя. Поэтому Иоанн, указывая на Христа, говорит: вот Агнец Божий, Который берет грехи мира. Из евангельских повествований мы видим, что Христос входит в Иордан, но не задерживается здесь, в то время, как люди останавливались, находясь в воде, и исповедовали свои грехи свои в воде. Евангелист отмечает, что Он тотчас выходит, то есть Ему не было необходимости в чем-то каяться.

Так что, с одной стороны, событие праздника Крещения Господня – это освящение крещальных вод и пример для нас приступать к таинству Крещения. Другой смысл: Крещение Христа – это начало Его общественного служения, явление Христа народу Израиля. На этот смысл указывает сам Иоанн Креститель – в евангелие от Иоанна приведены слова Предтечи: Бог ему открыл, что на ком он увидит Духа, сходящего в виде голубя, тот и есть крестящий Духом Святым, то есть Мессия. И главная задача служения Иоанна Крестителя была – открыть людям Мессию, что он и засвидетельствовал.

Почему Крещение называют Богоявлением

Действительно, второе название этого праздника – Богоявление, и в этом заключается еще один его богословский догматический смысл: во время  крещения Господа нашего Иисуса Христа было откровение от Бога – впервые в истории человечества было явление всей полноты Святой Троицы. Этому посвящен тропарь «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» В Евангелии от Луки говорится, что когда Бог Сын вышел из вод Иордана, он молился Отцу. И в ответ на эту молитву с Небес прозвучал голос Бога Отца: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение. И Дух Святой в телесном виде, как голубь, сошел на Христа. Вся Святая Троица явилась в полноте.

Следует отметить, что когда мы говорим о схождении Духа Святого на Иисуса Христа, мы должны понимать, что Христос по Божеству един с Отцом и со Святым Духом, поэтому Он имел этого Духа всегда, а не получил Его в момент крещения. Святые отцы учат, что видимое схождение Духа на Христа означает Его духовное помазание по человечеству. То есть Дух Святой помазывает человеческую природу Христа на мессианское служение.

 

Освящение воды

У нас в Вознесенском соборе есть благочестивая традиция – идти после Литургии на реку Кокшагу и освящать воду в вырубленной в виде креста проруби – иордани. Такой выход на открытые водоемы очень древний: чин освящения воды восходит к 3-4 векам. Мы знаем, что в Иерусалиме выходили на саму реку Иордан и там освящали воду в этот праздник. Отсюда и пошла традиция во всех приходах, где есть возможность, тоже выходить на реки, другие водоемы, и совершать чин Великого освящения воды.

Великое освящение воды совершается дважды в году: на праздник Крещения Господня 19 января, а еще в Сочельник, в канун праздника, 18 января. Это одинаковое освящение, одна и та же вода, которая называется великая агиасма, великая святыня. Верующие запасаются этой святой водой и хранят ее весь год, вкушая понемногу. Всем известно, что, если к этой воде относиться благоговейно, она не портится и год, и два, и намного больше.

Что с этой водой делать, для чего она нам дается? Для освящения: этой водой мы освящаем свои жилища, освящаем себя кроплением, пьем эту воду. В древней Церкви существовала такая практика, что эту святую воду давали людям, которые по каким-то причинам не могли причащаться. А сейчас мы пьем эту воду натощак по утрам вместе с просфорой, освящая себя и получая через эту великую святыню благодать Божию.

Народная традиция

Крещенские купания – это не церковная традиция, а народный обычай. Красивый и в какой-то мере благочестивый, но, конечно, экстремальный.  Церковь к этому относится сдержанно – не запрещает, но и не призывает своих верных чад участвовать в этом. Каждый решает сам. Если здоровье позволяет, то можно и окунуться. Но главное – избегать крайностей. В народе бытует мнение, что это купание дает прощение грехов. Это неверно! Для прощения грехов нам дано таинство Исповеди. А вот купание никакого мистического духовного значения не имеет – это просто такой красивый русский обычай. И этот обряд, конечно же, не самое главное в празднике Крещения Господня. Главное – это посетить праздничные богослужения в храме, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, прийти на чин Великого освящения воды, после которого взять домой эту великую святыню и благоговейно пользоваться ею весь год.

Пресс-служба Йошкар-Олинской епархии