Публикации

Новомученики земли Марийской 331

30 июня 2023г.
Автор: Людмила Протасова, Марина Бикмаева, «Мироносицкий вестник» №5 2023 г.

Новомученики – это святые, пострадавшие за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время – в период послереволюционных гонений ХХ века. Их на земле Российской – великое множество. Есть свои ходатаи у Престола Божия и в нашем Марийском крае. О них журнал расскажет в цикле публикаций, приуроченных к 30-летию образования Йошкар-Олинской и Марийской епархии – эта дата будет отмечаться 25 июля 2023 года.

– По представлению Йошкар-Олинской и Марийской епархии к лику Новомучеников и исповедников Церкви Русской были причислены шесть подвижников веры и благочестия – это священнослужители, которые служили на территории Марийской епархии: Леонид, епископ Марийский, который возглавлял Марийскую епархию в последний год ее существования, в 1937 году, приходские священники Адриан Троицкий, Михаил Березин, Николай Рюриков, Анатолий Ивановский, Сергий Стрельников, – рассказывает руководитель Комиссии по канонизации святых Марийской митрополии протоиерей Михаил Ильин. – А седьмой новомученик, которого мы почитаем в соборе Марийских святых, – это священномученик Сергий (Дружинин), епископ Нарвский. Он был прославлен еще в начале 80-х годов Русской Православной Церковью Заграницей, а в марте 2020 года его имя было внесено в месяцеслов Московской Патриархии.

В Йошкар-Оле владыка Сергий был в ссылке с 1935 по 1937 годы. Большую часть жизни он провел в Петербурге, но после репрессий оказался в Ярославской тюрьме, откуда сослан в наш край, а впоследствии здесь же расстрелян.

Когда в 1935 году епископ Сергий приехал в Йошкар-Олу, он никого здесь не знал, и ему по сути негде было остановиться. Но так получилось, что он промыслом Божиим нашел насельниц закрытого в 1921 году Богородице-Сергиевского монастыря. Сестры после закрытия обители не разъехались по своим домам, а остались в Йошкар-Оле, жили в одном доме небольшой общинкой, обеспечивали себя пошивом одеял, иным рукоделием. Они приютили владыку Сергия, который к тому времени был уже преклонных годах, плюс к тому заключение в Ярославской тюрьме серьезно пошатнуло его здоровье, он нуждался в уходе. И монахини его приютили, ухаживали за ним до самого конца…

– Новомученики – те, кто в богоборческие годы годы пострадали за свою веру, – были причислены к лику святых по факту своей мученической кончины. Действительно, люди имели возможность отказаться от веры, от своего служения, сохранить свою земную жизнь, но они выбрали верность Христу, они не остановились, чтобы оказаться в совершенно страшных условиях существования – тюрьмах, лагерях, кто-то погиб от голода, болезней, кто-то был расстрелян… Люди потеряли здесь на земле, по человеческому рассуждению, все, включая и саму жизнь, претерпев мученичество за Христа, – поясняет отец Михаил. –Канонизация новомучеников – и поименованных, и не поименованных – произошла на юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. А после этого времени идет выявление конкретных новых имен, причисление их к лику Новомучеников и исповедников Церкви Русской. Так, в нашей епархии первые богослужения в честь новых святых, служивших и пострадавших за веру на Марийской земле, проходили в Мироносицком монастыре в первые десятилетия XXI века.

Святые новомученики, которые совершали подвиг своего служения на Марийской земле, – это ближайшие молитвенники за всех нас, за наш край. В дни их памяти в храмах неукоснительно совершаются богослужения. Первым по времени из них претерпел мученическую кончину пресвитер Анатолий Ивановский, который служил в селе Салтак-Ял, – он был расстрелян 30 октября 1918 года. К лику святых причислен опре­де­ле­ни­ем Священного Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 23 июня 2008 го­да. Рассказать о священномученике Анатолии мы попросили сотрудника Комиссии по канонизации святых Марийской митрополии диакона Димитрия Смирнова.

– Анатолий Дмитриевич Ивановский родился в 1863 году в селе Пектубаево в семье священника, а когда в возрасте трех лет его родители умирают, мальчика забирает на воспитание его дядя, священник Евфимий Ивановский из с. Масканур. Очень рано у Анатолия проявился певческий талант – и это послужило новому повороту в его жизни: на приход приехал архиепископ Вятский Аполлос, встречая его, Анатолий пропел «Ис пола эти деспота…» – и так это у него получилось красиво, что владыка был впечатлен и потребовал от дяди мальчика непременно отдать его учиться в Вятскую семинарию.

Поступив  в семинарию, Анатолий оказывается в архиерейском хоре, но в подростковом возрасте у него начинается ломка голоса, поэтому из хора ему пришлось уйти. Семинарию отец Анатолий закончил в 1883 году, он поступает на должность псаломщика, но не хочет стоять у престола Божьего, а мечтает выучиться на врача. Тогда уже выпускникам семинарий разрешили учиться в университетах и уходить на светские должности, а раньше духовенство было закрытым сословием – сын священника мог стать только священником… Служа псаломщиком в Троицкой церкви села Салобеляк Яранского уезда, Анатолий также преподавал пение в церковной школе, где познакомился с Юлией Михайловной Бобровской, которая впоследствии стала его женой – она тоже работала учительницей.

В 1887 году Анатолий Ивановский поступает на медицинский факультет Казанского университета – и это был новый поворот в его судьбе. В то время в Казани проживало очень много студенческой молодежи, охваченной новыми идеями и протестными настроениями – эта бурлящая масса захлестывает и Анатолия, поэтому в университете он проучился спокойно всего три месяца. 4 декабря 1887 года он принял участие в студенческой стачке, вошедшей в историю потому, что в ней участвовал другой студент, тоже первокурсник, – это Владимир Ильич Ульянов (Ленин). Вряд ли Анатолий был с ним знаком – все-таки учились на разных факультетах, но во время стачки, возможно, стояли рядом…

Руководство университета жестко отвечает на выступления студентов – часть молодых людей арестовывают и отчисляют из университета. Другие студенты решили поддержать их – и сами подают прошения об отчислении, том числе и Анатолий. Правда он вскоре одумался, ведь клеймо политически неблагонадежного останется на всю жизнь, – и пишет второе прошение, в котором раскаивается. В итоге, в университете его оставили, но лишили стипендии, которая ему выплачивалась как сироте. Жить Анатолию стало не на что, вскоре у него на почве бедности и плохих условий проживания  начинаются проблемы со здоровьем. И в 1890 году он пишет прошение об отчислении из университета по собственному желанию, остается без места и без дела… Начинаются скитания по разным городам: Казань, Елабуга, Чистополь, где Анатолий зарабатывает на жизнь певчим, в конце концов жизнь приводит его в село Шулка, где жили родители Юлии Бобровской – ее отец Михаил Бобровский был священником. Анатолий и Юлия вступили в брак, в котором впоследствии родилось много детей. Это был счастливый брак, все годы между супругами сохранялись нежные, трогательные отношения.

Анатолий Дмитриевич обращается к епископу Вятскому Сергию с просьбой принять его в клир. Причем епархия запрашивает Казанский университет об этом студенте, и оттуда отправляют информацию о студенческой стачке. Но владыка Сергий понимает, что Анатолий Ивановский вовсе не относился к революционерам, это просто был юношеский либерализм той эпохи, – в этом архиерей не находит ничего плохого, и дает ему шанс… После рукоположения отец Анатолий направляется в село Салтак-Ял, где и прослужил всю оставшуюся жизнь. Из ошибок прошлого он извлек хорошие уроки, став настоящим, любвеобильным пастырем. Они с супругой активно занимались просвещением местного населения. Батюшка преподавал Закон Божий в земских и церковно-приходских школах ближайших селений. Юлия Михайловна приняла активное участие в устройстве Салтак-Яльской женской школы.

После революции, во время гражданской войны в стране начинается такое страшное явление, как красный террор – 5 сентября 1918 года выходит декрет Совета народных комиссаров о расправе со всеми классовыми врагами, к числу которых относилось и священническое сословие. Хотя отец Анатолий не выступал против советской власти, но в селе у него нашлись недоброжелатели, которые написали донос. И 30 сентября батюшку арестовывают, его обвиняют в контрреволюционной агитации, а главное – что он зачитывал верующим послание патриарха Тихона.

Арестованных со всего уезда отправляют в Уржум – там до сего дня сохранился двухэтажный купеческий дом, где они содержались под стражей. В заключении батюшка вел дневник, который уцелел. Также отец Анатолий взял с собой книги – Евангелие, томик сочинений святителя Феофана Затворника и рассказы А.П. Чехова. И вот, в камере он читает своим товарищам по несчастью отрывки из Евангелия, поучения святителя Феофана, все вместе обсуждают прочитанное, укрепляясь духом. Но если батюшка видел, что люди устали, начинают унывать, то читал юмористические рассказы Чехова, отвлекая людей от праздных разговоров и поднимая им настроение.

Как-то после очередного допроса отца Анатолия просто оставили в коридоре, позабыв о нем – батюшка постоял немного, а потом пошел в Уржуме в тот дом, где остановилась Юлия Михайловна – она приехала сюда в попытках доказать необоснованность обвинений, хлопотала за мужа. Так незадолго до расстрела батюшка получил возможность попрощаться с супругой, передать наставления детям, оставить у родных свои тюремные записки.

Конечно, отец Анатолий и не думал скрываться – хотя знал, что не вернется из тюрьмы, но путь его к мученическому венцу был осознанным. А вскоре за ним пришли и увели обратно в арестный дом.

18 октября отцу Анатолию Ивановскому был вынесен смертный приговор, который был приведен в исполнение 30 октября. Рядом с Уржумом за городом есть овраг, где находится массовое захоронение жертв красного террора – там в одной из безымянных могил покоятся мощи священномученика Анатолия Ивановского.