Публикации
Северная Фиваида: здесь русский дух, здесь Русью пахнет! 58
Не так давно состоялась первая паломническая поездка епархиальной службы «Елеон» к святыням Русского Севера. Этот загадочный и прекрасный край уже не одно столетие имеет еще одно, поэтическое название – Северная Фиваида, появившееся как сравнение с дренеегипетской областью, известной поселениями раннехристианских монахов-отшельников.
Соответствуют ли сегодня эти места своему уникальному названию, чем они удивили паломников из Марий Эл – об этом и многом другом нам рассказал директор епархиальной паломнической службы «Елеон» чтец Григорий Михеев.
- Григорий Николаевич, нередко путешественники путают паломническую поездку с экскурсионной. В чем принципиальная разница?
- Паломническая поездка – это духовный труд, который приближает нас к Богу. И, соответственно, мы едем на святые места в первую очередь для того, чтобы поклониться святыням, помолиться Пресвятой Богородице, угодникам Божиим, которые особо прославились в тех или иных святых местах. И в этот раз, посещая святыни Вологодчины и Костромы, мы, конечно же, ставили перед собой эти же цели.
Каждый день нашей паломнической программы начинался с участия в Божественной литургии. Так было с самого начала, когда мы приехали в древний и прославленный Тихвинский Богородичный Успенский монастырь: едва разместившись на ночлег, сразу отправились на краткую экскурсию по его территории, а далее последовало вечернее богослужение монашеским уставом. И на следующий день мы молились за полунощницей и Божественной литургией. Многие паломники в тот день причастились, поскольку мы застали полный суточный круг богослужений в этой обители. А затем побывали во втором монастыре Тихвина – Введенском, где нашла упокоение четвертая супруга царя Ивана Грозного царица Анна (в монашестве Дария).
Эти монастыри позволили нам вспомнить нашу отечественную историю, начиная с событий XVI века, почувствовать нашу духовную связь с предками, культуру православия, традиции.
Такие же яркие впечатления остались и от посещения следующего в нашем маршруте Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря на севере Ленинградской области, где покоятся мощи преподобного Александра, которого именуют новым или новозаветным Авраамом. Его нетленные мощи может увидеть любой паломник: у преподобного Александра открыты десница (правая рука), ноги. Причем к мощам можно и приложиться, когда в конце службы поднимают стекло у раки.
Надо сказать, когда прикладываешься к нетленным мощам, испытываешь сильные чувства: и благоговения, и даже какого-то страха. Ты понимаешь, что 500 лет лежат эти мощи, и тело человека остается нетленным! Что это, если не чудо Божие! Ты чувствуешь в это время особое присутствие Божие, находишь силу и поддержку своей веры.
Конечно, эмоции и впечатления у всех людей разные. Они зависят от духовного и паломнического опыта, от степени воцерковленности. Но все увиденное и услышанное, несомненно, накладывает определенный отпечаток.
- А что еще вас порадовало в этой поездке?
- Открытием стала, конечно, Вологодчина. Казалось бы, она на слуху: вологодское кружево, масло, а еще популярная песня про резной палисад… Но самое интересное, что у этой земли богатая духовная история, тесно переплетенная с историей древней Руси. Здесь до сих пор большое количество монастырей, храмов, зачастую сохранившихся с XVI века, со времен Ивана Грозного, который мыслил Вологду, можно сказать, как вторую северную столицу Российского государства, через которую проходили важные торговые пути. Сам Иван Грозный в Вологде был трижды, устроил там Софийский собор.
Вологодские монастыри – Кирилло-Белозерский, Ферапонтов – нас не просто удивили, а поразили. Например, монастырь преподобного Кирилла самый большой в России, вокруг прекрасная каменная ограда с бойницами – настоящее фортификационное сооружение.
Сегодня монастырь действует, правда, занимает небольшую часть территории (там два храма и пара корпусов). Остальное принадлежит Кирилло-Белозерскому музею-заповеднику. И надо отдать должное нашим музейщикам, реставраторам, научным сотрудникам, которые и в безбожное советское время смогли сохранить эту святыню, и сегодня продолжают трудиться.
Отмечу, что посещение монастыря именно с экскурсией, в сопровождении научного сотрудника – профессионального экскурсовода – как никогда позволяет почувствовать связь времен и поколений. Можно только приветствовать такое сосуществование музейного сообщества и православной обители.
Восхитили нас и экспозиции музея. Созерцая все вклады князей, бояр, царей московских, которые они делали этому монастырю, их подношения – вышитые пелены, двустороннее золотое шитье и так далее, – воочию видишь нашу культуру, понимаешь, какое важное место вера, православие занимало в жизни первых лиц государства… Конечно, диву даешься!
Кроме этого, Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри в свое время являлись местами ссылок. Одной из таких сосланных знаковых личностей был низложенный патриарх Никон, который десять лет провел в ссылке в Ферапонтове, шесть лет – в Кирилло-Белозерском монастыре. И опять, бывая в храмах, где он молился, приносил свои покаянные труды, ты прикасаешься к великой истории, чувствуешь преемственность нашей веры, истории.
- Григорий Николаевич, а чем вам запомнился Ферапонтов монастырь?
- Ферапонтов Рождества Богородицы мужской монастырь – тоже уникальное место. Сегодня он является музейным комплексом и является филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Только один малый надвратный храм с небольшим корпусом передан в пользование церкви, все остальное – музейная территория. Но опять же низкий поклон и благодарность музейщикам и реставраторам – они сумели сберечь настоящий шедевр древнерусского церковного искусства – фрески Дионисия. Да, где-то в других местах они тоже имеются, но фрагментарно, частично. А здесь сохранен полный комплекс храмовой настенной росписи, принадлежащий кисти именно той артели художников, которую возглавлял прославленный Дионисий.
Мы посетили этот храм с экскурсоводом, который рассказал не только о концепции фресок, но и о их тридцатилетней реставрации, начавшейся еще в советское время и продолжавшейся практически до наших дней. Это действительно подвижнический труд, ведь реставраторам даже пришлось специально осваивать новые технологии.
Конечно, и в этом месте ощущаешь себя по-особенному. Вновь понимаешь: у Руси глубокая история, наши корни уходят вглубь веков, и мы уже более тысячи лет являемся носителями христианства, православия…
Сегодня люди более прагматичны. Но пребывание в этих исторических местах поневоле заставляет задуматься о вечности и о своей жизни: «А что ты сделал для Бога?»
- Успели ли вы побывать в других святых местах Вологды и Костромы?
- Да, времени хватило. Мы посетили вологодские и костромские храмы и монастыри, к слову, не менее интересные, чем предыдущие. Помолились за Божественными литургиями, приложились к святыням.
- Григорий Николаевич, а что вы можете посоветовать тем, кто будет путешествовать самостоятельно, не обязательно в составе паломнической группы?
- Хочу порекомендовать путешественникам в любой поездке, просто для себя, для впечатлений, для эмоций, найти время для знакомства с нашей духовной культурой и посетить находящиеся рядом храмы, монастыри. Поверьте, они есть повсюду. Конечно, существует определенный риск, например, натолкнуться на «неинтересного» экскурсовода, но если не пробовать, не стремиться, то ничего и не получится. Так что смело отправляйтесь в паломничество! А если хотите, чтобы и маршрут был продуман, и экскурсовод увлечен своим делом, и рядом были единомышленники, то обращайтесь в нашу службу «Елеон»!
- Спасибо за беседу!