Публикации

Дело жизни – церковная музыка 169

30 июня 2023г.
Автор: Наталия Кулишова, «Мироносицкий вестник» №5 2023 г.

15 мая в Йошкар-Оле состоялось освящение мемориальной доски, установленной на стене Александро-Невской часовни Воскресенского собора в память о Петре Федоровиче Желвакове – церковном композиторе, служившем регентом соборного хора с 1944 по 1948 годы.

Долгие годы в нашей республике этого церковного композитора знали, уважали и дорожили родством с ним лишь несколько близких людей – дочери и внуки. Не один десяток лет их сердца замирали, когда проходили они мимо тех мест, где жили раньше в деревянном бараке на самом берегу Малой Кокшаги, рядом с Воскресенским собором. Тогда родственники композитора, как могли, скрывали от советских властей семейную историю: что до революции их отец и дед Петр Федорович Желваков вместе с супругой Марией Васильевной, тоже регентом, были действительными членами Вятского церковно-певческого общества. А в 30-х годах Петр Федорович (жена уже ушла в мир иной) с четырьмя дочерьми тайком бежал из родных мест.

– Помню, мама рассказывала, что ее предупредила подружка, чей отец был председателем колхоза, мол, за вами уже приехали, сейчас остановились ночевать в председательском доме, а утром придут, – рассказала Лидия Мартьянова, внучка Петра Федоровича. – Конечно, моя мама сразу рассказала отцу. И дед быстро потихонечку всех собрал, даже кошку не забыл, где-то раздобыл телегу, и на ней ночью они уехали…

Так, в конце 30-х годов прошлого столетия бежавшая из Кировской области семья оказалась в Йошкар-Оле. В 1944 году Петр Желваков стал регентом только что вновь открывшегося Воскресенского собора. И руководил им до самой своей смерти в 1948 году. Он и похоронен на Марковском кладбище города.

А дочери Петра Желвакова еще долго пели в церковном хоре храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Семеновка. Сегодня здесь, а также в библиотеке Никольского собора г. Казани сохранились рукописные тетради (партитура и хоровые партии), в которых собраны более 120 авторских сочинений Петра Федоровича. И их по-прежнему исполняют в некоторых храмах Йошкар-Олы и Казани.

Открывая мемориальную доску, митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн отметил: «Петр Желваков вновь явился нам, чтобы каждый помнил – пока мы живем, мы должны воспевать Господа».

– Еще с детства я помню, как архиерейский хор Никольского собора Казани исполнял его произведения: «Херувимскую», «Трисвятое», «Милость мира», – поделился своими воспоминаниями владыка Иоанн. – Произведения Петра Федоровича Желвакова пребывают в веках и вновь оживают, чтобы мы с вами воспитывались на духовных церковно-певческих традициях и научились восхвалять Творца всяческих Бога. Собор после разрушения воссоздался, и имя его регента также вновь явилось нам, чтобы мы помнили своих наставников и поминали их в молитвах.

Преемственность традиций отметил в своем выступлении и заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Игорь Садовин: «Память – она вечная, на том и стоим, тем и сильна наша Россия, когда мы помним всех тех, кто внес вклад в духовное развитие нашего общества, сильных духом людей».

Открытие мемориальной доски церковному композитору состоялось благодаря активной поисковой работе священников Йошкар-Олинской епархии, в первую очередь протоиерея Михаила Ильина, который лично знал дочерей Петра Желвакова. Дальше – больше. Нашлись родственники не только в Йошкар-Оле, но и в Кемерово, и в Санкт-Петербурге. Некоторые из них смогли приехать на торжественное открытие мемориальной доски. Они и передали в дар Йошкар-Олинской епархии нотные партитуры из личного архива композитора.

– До сих пор осознать не можем – столько лет молчали, а теперь даже доску деду открыли. Так радостно и трепетно! Спасибо всем за память, – с глубоким вздохом сказали после церемонии освящения мемориальной доски пожилые внучки Петра Федоровича.

– Музыка Петра Желвакова до сих пор востребована, – подчеркнул клирик Благовещенского кафедрального собора, регент хора священнослужителей иерей Евгений Самойлов. – Сейчас начинаем работу над изданием его сочинений. Скорее всего, это будет сборник в трех частях. В нем мы планируем сделать и переложения произведений Петра Федоровича, чтобы и простой хор, и детско-юношеский, и квартет могли их исполнять. Для памяти важно ведь не только открыть доску, но главное, чтобы музыка – дело жизни – звучала. Все-таки не каждое столетие появляются у нас такие композиторы – церковные!