Публикации

Иконопись – труд соборный 242

31 июля 2023г.
Автор: Наталия Кулишова, «Мироносицкий вестник» №6 2023 г.

Уже более двадцати лет храмы епархии украшают работы Царевококшайской иконописной мастерской, созданной в 2001 году. Неслучайно именно в годовщину образования епархии епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн благословил Станислава Попова, ее будущего руководителя, на иконопись. С тех пор это стало делом всей его жизни, которое сегодня продолжают он сам и ученики Станислава Валентиновича. Удивительно, но иконы, созданные в этой мастерской, можно увидеть даже в храмах Хабаровска и Владивостока. Об этом и многом другом – в беседе с художником.

Мастера на все руки

- Станислав Валентинович, в чем уникальность вашей мастерской, разве по соседству нет подобных?

- В нашей Царевококшайской мастерской собраны профессионалы разного профиля: иконописцы, проектировщики, реставраторы, а также сопутствующих специальностей. То есть мы может решать более широкие задачи, чем просто иконописцы: от проектной разработки иконостаса или церковной утвари до интерьеров, написания и реставрации икон, позолоты и так далее. В соседних регионах есть отдельные мастера, которые, в отличие от мастерской выполняют ограниченный круг задач.

Примером нашей комплексной работы может служить, например, большинство городских храмов: Серафима Саровского, Троицкий собор, Никольский придел Троицкого собора, Успенский храм.

- Почему так важно, чтобы в храме все было в одном стиле?

- Храм – единый организм, его надо уметь создавать. С точки зрения художника, это идеальный дизайнерский проект от дверных ручек до иконостаса и решения всего помещения.

К сожалению, чаще всего по финансовым причинам, а иногда просто по непониманию заказчик пренебрегает этим. Вообще я сейчас наблюдаю некую утрату вкуса к иконе, к интерьеру и наполнению храма.

- В чем это проявляется?

- Во многих вещах. Самое малое – разностилие в иконах. Понятно, что в одном храме сохраняются иконы, например, XIX века и появляются новодельные, написанные в новое время. Но! Сама икона – очень разнообразна. Есть современные иконы, которые написаны крайне некачественно. И когда они появляются в храме, возникает досада.

Некачественно сделанная икона – это своего рода какая-то ложь, потому что она просуществует недолго из-за нарушения технологий и перекоса в сторону удешевления. Профессиональную беспомощность может выдать сам образ иконы, характер ее письма.

- Как же это понять непрофессионалам?

 - Это не такая уж непостижимая наука. Ведь каждый человек может отличить хорошую музыку. Так и с иконой. Икона – предмет, создающийся для молитвы, соединения с Богом. И в этом человеку должен помогать качественный хороший образом, который будет «звучать» в унисон его душе, молитве, обращению к Богу.

Икона – для молитвы

- Судя по тому, что сегодня иконы, написанные в Царевококшайской мастерской, находятся далеко за пределами республики, художники вашей мастерской создают качественные иконы?

- Знаете, иконопись XIX века накапливалась поколениями. А мы пока – первое и второе. Себя я отношу к первому, которое начинало в 90-е годы прошлого века. А выросшие здесь девчонки - второе. То есть мы в самом начале.

Но если еще лет 15 назад мы работали строго в каноне, то сейчас у нас есть уже и академическая иконопись, и фряжское, и греческое письмо. Каноническое – тоже разных стилей, например, традиционная школа XV-XVI веков, а также стилистика XVII века. То есть мы расширяем свой диапазон.

Но в любом случае, наша задача – все сделать качественно, чтобы икона была молитвенным образом, чтобы технология не подвела.

- Это значит, что и реставрацию вы выполняете на высоком уровне?

- Конечно, стремимся к этому. Каждая икона – это история, сколько она перед собой молитв, лиц помнит! Не зря есть выражение – намоленная икона. Поэтому, когда берешь такую в руки, понимаешь, ее нельзя предавать. Поэтому очень обидна халатность, от которой иконы болеют часто и много.

- Каким образом можно навредить икону?

- Всевозможным: начиная с протирки иконы сырой тряпкой, заканчивая разными причудами. Вот, например, в прошлом году на реставрацию принесли иконы, не так давно нами же написанные, а все потому, что один из служащих почему-то решил смазать их маслом. В итоге наши специалисты трудились два месяца, потому что реставрировать новодельные иконы сложнее старых.

- Выходит, не каждый даже православный художник может стать настоящим иконописцем? Есть такое выражение: «Богословие в красках»...

- Знаете, раньше, например, если в монастыре заказывали копию какой-то иконы, то весь монастырь усиленно молился все время, пока писалась икона. Иногда постились всем монастырем. Поскольку весь процесс символизировал приуготовление человека к вечной жизни, которое сопровождалось определенными песнопениями.

 Эти символические ряды в песнопениях и в иконописи очень сильны, между собой связаны. Поэтому икона не является авторской вещью, а является соборным трудом, поскольку основывается на Святом Писании, Святом Предании. Любая деталь имеет глубокие корни.

И до сих пор для нас в каждой иконе заключен двухтысячелетний опыт церкви. Это очень серьезная традиция. И наши художники следуют ей. Обязательно постятся, исповедуются, ведь от их внутреннего состояния зависит результат.  

Кроме этого, я сам ценю и всем девчонкам (все художницы в мастерской – женщины, авт.) всегда говорю: качество - прежде всего!

И радует, что труд не просто втуне проходит, а все-таки люди интересуются, сравнивают, ведь икона – это частичка художника. У нас десять иконописцев, и у каждого мастера своя очередь из заказов на несколько месяцев, а то и лет вперед.

- Наверное, кому легче, так это золотых дел мастерам?

- Не соглашусь. Не каждый художник может сделать позолоту.

В нашей мастерской и позолотные работы мы тоже стараемся выполнять качественно и на достойном уровне. Одно дело фрагментарное золочение, например, иконостаса, оно требует кропотливого труда. Другое – позолота купола, которое ведется летом. Для защиты от ветров, осадков над ним строится тепляк (что-то типа теплицы). Температура в нем достигает 45-50 градусов! И в таких условиях мастер работает не один день.

А вообще я сторонник того, чтобы каждый занимался своим делом. Годы нужны, чтобы стать настоящим специалистом.

Трудиться с полной отдачей

- Станислав Валентинович, в самом начале вы отметили, что основное отличие мастерской от отдельно работающих специалистов – в способности решать задачи в комплексе. Какие примеры вы могли бы привести?

- Например, полностью спроектирован, вызолочен, написан иконостас в храме в селе Шулка Оршанского района.

В Йошкар-Оле наш проект и письмо – Троицкий храм, в частности,  иконостас нижнего и верхнего храмов, приделов, крестильни. В общем, он сверху донизу нами написан, за исключением икон на стенах.

Точно также в Серафимовском храме: иконопись, позолота, покраска – наши. Иконостас в Успенском храме тоже от начала и до конца сделан нами.

Хочу еще отметить возрождающийся храм в селе Арино Моркинского района. Здесь работы еще продолжаются, иконы пишутся. Иконостас храма замечательно спроектированный. Он гармоничный, красивый, причем в основе его проекта заложен старый иконостас: его пропорции, конфигурации. Но поскольку он был сделан не совсем профессиональным архитектором, то мы немного те «ляпы» подправили, улучшили.

- Впечатляет! Наверное, это лишь малая часть работы Царевококшайской мастерской?

- Мы, конечно, специально не подсчитываем всего, что сделано. Но с уверенностью могу сказать, что только различных иконостасов выполнили уже более 25. Это, считаем, достижение! И работа ведется.

- А что в ближайших планах?

- Хочется очень многое освоить. Например, энкаустику – древнюю живопись воском. И некоторые другие старые и забытые техники. То есть мы постоянно стремимся к расширению палитры своих возможностей. Ведь чтобы восстановить храм, мы должны воссоздать или хотя бы приблизиться к его стилю. Например, в храм XIX века не должны помещать иконы в технике, допустим, существовавшей за 500 лет до строительства этого храма.

Да, трудно, но возможно. Что-то мы узнаем в самом храме по оставшимся деталям и признакам, по сохранившимся иконам. Некоторые нюансы - из истории, архивных материалов. Это невероятно интересно!

- Такая скрупулезность необходима?

- Считаю, если назвался мастером – будь! Восстановление храмов – наш исторический и в какой-то мере сыновний долг. По большому счету, Господь от нас требует даже малейшую работу делать с полной отдачей.