Публикации
Северный Афон: уединение и тишина 1979
Житель Йошкар-Олы в начале осени совершил паломничество в Соловецкий монастырь.
На поезде и катере
Поезд остановился на половине пути между Санкт-Петербургом и Мурманском, на станции Кемь. Это небольшой районный центр в Карелии. До поселка Рабочеостровск, откуда отправляются катера на Соловки, еще 12 километров. Здесь, на берегу Белого моря, известный режиссер Павел Лунгин снимал свой знаменитый фильм «Остров». О тех съемках напоминают деревянная церквушка и каменная «котельная», где работал и жил один из героев фильма – отец Анатолий.
Переночевав в подворье Соловецкого монастыря за небольшое пожертвование, я ранним утром поспешил на причал. За полчаса до отхода катера началась посадка. Преимущество здесь отдают «организованным» паломническим группам, затем при наличии свободных мест приходит очередь паломников-одиночек. Судно, на котором мне предстояло добираться до Соловков, носило имя «Святитель Николай». Это один из двух катеров, принадлежащих Соловецкому монастырю. Проезд на нем чуть дешевле, чем у частных предпринимателей.
Загрузившись вместе с другими паломниками, я занял место на одной из кормовых скамеек. Отсюда лучше всего кормить чаек.
Через два с небольшим часа на горизонте, словно град Китеж, показался Спасо-Преображенский мужской монастырь. Прошло еще несколько минут, и катер, войдя в гавань Благополучия, успешно пришвартовался на монастырском причале. Так я оказался на самом крупном острове архипелага – Большом Соловецком. Площадь его составляет 246 квадратных километров. Стоит заметить, что всего в состав архипелага входят шесть больших (Большой Соловецкий, Анзер, Большая и Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкие) и более ста малых островов.
Экскурсия с молитвой
Разместившись в паломнической гостинице, я отправился на экскурсию по монастырю, основанному в далеком 1436 году. Экскурсовод подробно рассказала об истории монастыря, периодически прерывая свой рассказ чтением молитв в честь основателей северной обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Много добрых слов было сказано в адрес Святителя Филиппа. Благодаря удивительной энергии и организаторскому таланту игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского, Соловецкий монастырь стал богатейшим религиозным, экономическим и культурным центром не только северного Поморья, но и всей России. По свидетельству историков, соловецкий напорный водопровод – один из первых, построенных на Руси, был настоящим чудом технической мысли. По инициативе Филиппа 72 соловецких озера впервые соединили каналами для притока свежей воды.
Сложно представить, но при Соловецком монастыре действовали кожевня, салотопня, кузница, кирпичный завод и построенный в начале XX века сухой водоналивной док.
Трудники со всей страны
На следующий день мой путь лежал на Анзер – второй по величине остров архипелага. Сегодня здесь, как и прежде, действуют два скита: основанный преподобным Елеазаром в XVII веке Свято-Троицкий скит и основанный преподобным Иовом в XVIII веке – Голгофо-Распятский. Именно в Свято-Троицком скиту, где в 1636 году принял монашеский постриг Патриарх Никон, мне посчастливилось потрудиться во Славу Божию.
По прибытии в скит нас, трудников, разместили в небольшом деревянном домике с печным отоплением. Остальные жили на втором этаже так называемого Млечного дома: на его первом этаже раньше изготавливались и хранились молочные продукты. Каменный братский корпус, в котором до революции проживали монахи, в настоящее время восстановлен. Сейчас здесь живет лишь настоятель скита, иеромонах Георгий.
Среди трудников скита люди самого разного статуса и положения. Едут они на Соловки со всей европейской части нашей страны. Так, одним из моих соседей оказался инженер строительной организации из далекого Кургана. Также вместе со мной трудились два парня из Москвы, один из которых был выпускником философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Что всех этих людей привлекает на Соловках? В первую очередь молитва в монастырском храме, участие в церковном богослужении. Второе – это желание побыть в уединении и насладиться тишиной и красотой окружающей природы, посидеть на берегу моря и подумать о жизни.
Четкий режим дня
Надо сказать, жизнь в скиту идет по установленному скитоначальником внутреннему распорядку. Подъем в шесть тридцать. К семи все собираются в храме на утренние молитвы. По окончании, в восемь тридцать, – завтрак. После завтрака начинаются трудовые послушания. Причем у каждого свои хозяйственные обязанности. Кто-то моет посуду и накрывает на стол. Кто-то заготавливает дрова на зиму. В четырнадцать часов – обед, после которого следует продолжение трудовых послушаний. И лишь после ужина, в двадцать часов, начинается свободное время, которое я использовал для чтения книг о природе и истории Соловецкого архипелага.
Уникальность Соловков объясняется тем, что, помимо удивительной природы, здесь сохранились самые разнообразные по времени, характеру и назначению древние памятники. Постройки Соловецкого монастыря не могут не вызывать восхищения. Однако не менее уникальна система утренних озер, соединенных каналами, которые являются творениями человеческих рук. Или километровая каменная дамба, соединившая острова Большой Соловецкий и Большую Муксалму. Десятилетиями дамба успешно справляется с коварными приливами и отливами. Огромную научную ценность представляют древние лабиринты на Большом Заяцком острове. Ученые до сих пор ломают голову над их предназначением.
Монахи и наместник
Сегодня общее количество монашествующих в монастыре и семи скитах составляет около 70 человек, во главе с наместником – епископом Одинцовским Порфирием. Несмотря на трудности островной жизни, численность братии не сокращается. День в монастыре начинается в половине шестого с утреннего богослужения. Служба совершается у мощей святых, хранящихся в специальных раках в Свято-Троицком Зосимо-Савватиевском соборе. После богослужения, приложившись к мощам и иконам, насельники один за другим идут на трапезу, а далее – трудовые послушания. Молитва и послушания – главные занятия в Соловецком монастыре уже на протяжении шести столетий.
…Я покидал Соловки на том же катере «Святитель Николай», который двумя неделями ранее доставил меня на остров. Вместе со мной с архипелага уезжала группа паломников из Калуги. Впереди нас ждала долгая дорога домой. Калужане почти всей группой читали акафист преподобным Зосиме, Савватию и Герману, соловецким чудотворцам. А я долго вглядывался вдаль до тех пор, пока Соловки совсем не исчезли из виду. Мое паломничество на северный Афон, как еще иногда называют Соловецкие острова, закончилось.