Публикации
Священномученик с Горномарийской стороны 357
Продолжаем серию публикаций, посвященных священномученикам Марийским – ходатаям у Престола Божия за наш Марийский край. О священномученике Михаиле Березине нам рассказали сотрудник Комиссии по канонизации святых Марийской митрополии Любовь Ямолова, а также настоятель и прихожане Петропавловского храма села Кузнецово Горномарийского района, где до 1936 года нес свое служение отец Михаил.
– Михаил Александрович Березин родился в 1889 году в селе Малое Карачкино Космодемьянского уезда Казанской губернии. На первый взгляд, житие этого человека не сильно отличается от жизнеописаний других многочисленных мучеников Российских, подобных ему священномучеников, но при внимательном изучении его жизненного пути по крупицам составляется портрет человека, который может стать для нас образом для подражания, – отмечает Любовь Владимировна. – Из жизнеописания Михаила Березина мы знаем, что он был из семьи диакона, из интеллигентной семьи, владел марийским, общался с прихожанами на родном языке, старался во всем помочь людям, за что снискал большую их любовь и уважение, стал своим. Отец Михаил был очень смиренным, спокойным, доброжелательным человеком, внимательным и отзывчивым пастырем. В послереволюционные времена, когда создавались колхозы, он беспрекословно отдал свой сад, коров и телят в колхоз – то есть батюшка никак не противился тому, что происходило вокруг в плане политических изменений, для него важным было лишь то, что стоит Церковь Христова, есть возможность молиться, служить Господу.
До принятия священного сана Михаил Березин около года прослужил в качестве псаломщика в церкви Рождества Христова села Пайгусово, а в 1910 году был переведен псаломщиком в храм Первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Кузнецово. Он имел неплохое образование – закончил и Чебоксарское духовное училище, и два класса Казанской духовной семинарии, в его доме была богатая библиотека (которую впоследствии изъяли при аресте). И, конечно, он мог сам ходатайствовать о принятии священного сана, но не делал этого по смирению, всецело положившись на волю Божию. В 1929 году верующие Петропавловского прихода выдвинули его кандидатуру для избрания во священники – и отец Михаил был рукоположен в диаконы, и почти сразу же – в священнический сан. Здесь, в Кузнецово, он и прослужил до самого ареста.
– С начала 30-х годов советские власти, которых, конечно, не устраивало ревностное служение отца Михаила, пытались найти повод для его ареста, но не могли, – продолжает наша собеседница. – Наконец, в октябре 1936 года было сфабриковано стандартное для тех времен обвинение – контрреволюционная агитация. Всем было ясно, что дело раздуто на пустом месте, и даже прихожане с риском для себя пытались ходатайствовать за батюшку, как-то оправдать его в лице властей, заявляющих, что священник в своих проповедях критикует советский строй и подстрекает на это окружающих. Сам отец Михаил тоже отрицал свою вину, говоря, что он призывает людей к служению Господу, утверждению в христианской вере, но ни в коем случае не настраивает их против властей. Но вместе с тем, батюшка, несмотря на угрозы следователя, сохранял спокойное расположение духа, принимая все с ним происходящее как из руки Божией. Вот эта твердая вера, сила духа, убежденность в собственной правоте, терпение и смирение и отличает всех новомучеников и исповедников Российских.
В тяжелые часы, когда отец Михаил находился в заключении, он совершенно не думал о себе, его заботило другое – как избежать закрытия храма. И он по простоте своей просит, чтобы его на время отпустили под подписку, чтобы он мог устроить все дела, а дальше уже идти по этапу, неся смиренно свой крест, который на него возложил Господь. Конечно, он понимал, что в эти страшные времена люди просто так не выходят из заключения, но знал и то, что он ни в чем не виноват, и обращался с такой просьбой, надеясь на человечность тюремщиков. Он беспокоился о сыновьях, которые учились в то время в Козьмодемьянске и которые остались без продуктов, без средств к существованию, он беспокоился о матушке, которая осталась дома в Кузнецово с маленькой дочкой и больной матерью... А главное – нужно было подать в районный финансовый отдел декларацию, чтобы храм не закрыли, даже если он сам туда больше не вернется, чтобы там мог совершать службы другой священник. Вот насколько батюшка радел о деле Божьем! Но конечно, никто ему не дал этого сделать…
В январе 1937 года отца Михаила осудили на пять лет лагерей, вначале он отбывал наказание в Нижегородской области, а затем отправлен по этапу в Сибирь, куда прибыл к концу июня. Но уже через полгода на него завели новое дело – батюшка и с ним еще несколько человек были обвинены в шпионаже в пользу Японии.
– Казалось бы, такое нелепое обвинение, но мы должны понимать, в какое время жили тогда люди, страдая ни за что, когда все дела ткались просто из воздуха, – поясняет Любовь Ямолова. – И вот, когда батюшку повторно обвинили в заключении, из семерых арестованных по этому делу он – единственный, кто отказался от дачи показаний. Все остальные признали свою вину, то есть не выдержали на допросах, а отец Михаил устоял до конца, все претерпел, не лжесвидетельствовал и не принимал на себя ложные свидетельства, чем подтвердил свой статус подвижника за веру Христову. И Господь, видя его смирение, терпение, верность, даровал ему мученический венец – батюшка был приговорен к казни и расстрелян 13 января 1938 года. Удивительно, что человек ни в один из страшных моментов своей жизни не сломался, принял все выпавшие на его долю испытания как из руки Божией! И мы должны брать пример с наших святых, обращаться к ним с просьбами в укреплении веры.
В селе Кузнецово Горномарийского района храм Первоверховных апостолов Петра и Павла, где служил священномученик Михаил Березин, сохранился в прежнем виде до сих пор. После ареста батюшки церковь пустовала, а в 1939 году была закрыта, но ненадолго – по ходатайству верующих в конце Великой Отечественной войны богослужения здесь возобновились. Сейчас храм удивительно красив – его голубые в звездочках купола виднеются издалека… Много сил для благоукрашения храма приложил протоиерей Иоанн Захаров, бывший здесь настоятелем более 30 лет – до отшествия ко Господу в 2020 году.
Нынешний настоятель храма иерей Алексий Семенов рассказывает, что была перекрыта кровля храма, подновили колокольню, выложили плиткой пол в храме, поменяли окна, но внутри осталось все, как прежде: старинные росписи, прежний иконостас, сохранившийся с момента постройки храма. К счастью, большевики не смогли разорить храм после его закрытия – помешал этому тогдашний председатель сельсовета Михаил Устинов, спрятавший ключи от церкви. А богоборцы поленились спиливать большие замки…
– Так что именно в этих стенах, с этими иконами и совершал богослужения священномученик Михаил Березин. В храме даже хранится его богослужебное облачение, – говорит отец Алексий. – А после прославления священномученика Михаила была написана его икона, в день его памяти кладем ее на центральный аналой и молимся перед его образом. Ежедневно поминаем его на отпустах, совершаем молебны – местные жители очень любят и почитают своего земляка, покровителя нашего Кузнецовского сельского поселения. Конечно, те, кто лично знал священномученика, уже отошли в мир иной, но память передается из уст в уста, от родителей к детям, к внукам…
Живой пример тому – старожил села Кузнецово Василий Иванович Яковлев. Его отец Иван являлся крестным сыном отца Михаила Березина.
– Супруга отца Михаила после его ареста осталась жить в родном селе, когда вновь открыли храм, она там пекла просфоры. Селяне ее очень уважали, называли «матушка-просфорница», – вспоминает Василий Яковлевич. – У Березиных было три сына и дочь. Двое сыновей, Борис и Николай, воевали в Великой Отечественной, были офицерами. Дети часто приезжали в Кузнецово, навещали матушку. Помню, заходили и к нам в гости, тепло общались…
– Незримое присутствие отца Михаила, его покровительство, чувствуется и в храме, и во всем селе, – отмечает отец Алексий. – Молимся ему, просим, чтобы Господь по его святым молитвам давал силы на служение ближним, мудрость, терпение. Для меня, как пастыря, очень важен пример его любви, с каким теплом он относился к прихожанам. Конечно, у каждого из нас есть свои слабости и немощи, но стараемся по мере сил хоть маленькими шажками продвигаться по пути духовной жизни, хоть немного быть похожими на священномученика Михаила Березина, который в составленном ему тропаре именуется «образом смирения и незлобия».
Память священномученика Михаила празднуется в день соборной памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и в день его кончины – 13 января (31 декабря).