Публикации

Храм села Большое Акашево 5802

4 июля 2017г.
Автор: Елена Волкова («Мироносицкий вестник» №203 2016 год).

Много еще на марийской земле разрушенных и заброшенных, а порой и забытых храмов, святых мест, селений. Хочется рассказать об одном из них.

На расстоянии двадцати пяти километров от Йошкар-Олы по Сернурскому тракту на холме возвышается церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Полуразрушенный храм и лишь один жилой дом напоминают о том, что здесь когда-то было большое село с четырьмя улицами. Оно называлось Большое Акашево, а по-марийски — Куксола («Большая деревня»).

Впервые в списках селений Царевококшайского уезда Акашево упоминается в 1763 году. Первые жители его принадлежали к дворцовым крестьянам, по национальности были русскими. Согласно историческим источникам, это были беглые крестьяне, принадлежавшие генерал-губернатору Казанского уезда, князю Платону Степановичу Мещерскому. Изначально в Большом Акашеве насчитывалось всего шесть дворов: вдовы Параскевы Федоровой, крестьян Алексея Федорова, Ивана Федорова, Петра Анисимова, Алексея Семенова, Иакова Семенова. Они занимались земледелием, выращивали хмельники, от чего и имели доходы. Пчеловодством и рыбной ловлей акашевцы не занимались, так как большого водоема вблизи не было. Поблизости находился лишь родниковый ключ, от него брал начало небольшой ручей без названия. Вода в том ручье была кристально чистая и холодная.

К 1877 году село Большое Акашево входило в состав Петриковской волости и являлось центром Большеакашевского сельского общества, объединявшего деревни Иваново, Петриково, Малое Акашево. Здесь уже числились 94 жилых дома.

Деревянная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделом во имя святителя Димитрия Ростовского была построена здесь в 1774 году. В 1883‑м недалеко от села, на взгорке, возвели каменную трехпрестольную Иоанно-Предтеченскую церковь, в дополнение к приделам прежних наименований здесь появился Свято-Никольский. Штат церкви состоял из священника и псаломщика. С 1875 года в Большом Акашеве служил священник Василий Трофимович Трофимов. Сын дьячка, в 1870 году он окончил Казанскую Духовную семинарию и был определен учителем Азановского училища. Через год, по рукоположении во священника, отец Василий был перемещен в Чебоксарский уезд, а затем с 1875‑го до середины 1920‑х годов служил в Большом Акашеве. Батюшка исполнял должность помощника благочинного, владел марийским языком, был награжден набедренником, скуфьей, наперсным крестом, камилавкой, орденом святой Анны, возведен в сан протоиерея. В 1883 году на церковной усадьбе тщанием прихожан были построены дома для священно- и церковнослужителей. Храм имел богатую библиотеку — 400 томов в 1917 году. В XIX — начале XX века псаломщиками здесь служили Федор Иванович Булыгин, Василий Михайлович Болдырев, Павел Иванович Земляницкий, впоследствии протоиерей, Пармен Дмитриевич Зиновьев, известно имя просфорни Анны Тимофеевны Асакасинской.

Школа в Большом Акашево была открыта в 1847 году. При ней имелись библиотека, сад и огород. Село росло, образовывались новые улицы. Здесь проходили праздничные ярмарки, куда стекалось большое количество народа, приезжали даже торговцы из Казани. Появились молочная, свиноводческая фермы, конюшня, кузница, мельница. В большом доме Киртаевых, раскулаченных новой властью, в советское время разместились сельский совет, контора колхоза, библиотека, почта и клуб. Был в селе и магазин. В дальнейшем в Большом Акашеве располагались четыре улицы. Среди жителей они назывались Заречна, Голиковых, а две другие не имели названия. Местность вокруг села очень живописна: недалеко от храма находилась большая плотина, на склонах оврагов обильно росла дикая клубника, а в глубине до сих пор бьет чистейший, ледяной ключ.

В 1933 году Иоанно-Предтеченскую церковь закрыли. По приказу вышестоящих органов руками местных жителей были сброшены купола, разрушена колокольня. О судьбе икон и прочего церковного имущества ничего не известно. Когда закрыли храм, погиб и прекрасный яблоневый сад на церковной усадьбе. «Там свободно гуляли козы и лазили местные мальчишки, обрывая яблоки и ломая ветки», — рассказывают очевидцы.

Некоторое время до Великой Отечественной войны в здании церкви располагалась школа, затем на долгое время его превратили в колхозное зернохранилище. Но не зря говорится, что душа каждого человека — христианка. Очень скорбели некоторые сельчане о поруганном храме, о погубленном саде. Было время, когда местные жители решили восстановить хотя бы церковный сад, закупили и старательно посадили саженцы. На удивление прижились все яблоньки до одной — радости не было конца. «Это настоящее чудо!» — посчитали сельчане.

В 1960 году акашевцы начали покидать родные пенаты. Причиной тому послужило создание совхоза «Семеновский» и птицефабрики «Акашевская». В селе не стало школы, магазина, часть земли отвели птицефабрике, земледельцев отнесли к совхозу «Семеновский». Одни переехали в село Кузнецово, другие — в рабочий поселок Акашевский (ныне — Юбилейный). Рабочие получали благоустроенные квартиры, село начало вымирать. В 1970 году здесь насчитывалось не более 20 домов, к 2001‑му остался один. И как административная единица Большое Акашево прекратило существование.

Некоторое время здание храма еще служило зернохранилищем, затем начало пустовать, крыши заросли бурьяном и даже кустарниками. А внутренний интерьер безбожники оскверняли, как только могли.

Но Бог поругаем не бывает: горько поплатились за содеянное все, кто был причастен к разрушению храма. Закрыть церкви навсегда и тем более запретить верить в Бога никто не смог. Со временем нашлись люди, решившие возродить то, что разрушалось годами.

Акашево, молебен.Восстановление храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи началось в ноябре 2009 года. Трое прихожан церкви Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово Медведевского района обратились за благословением на это богоугодное дело к архиепископу Йошкар-Олинскому и Марийскому Иоанну. Владыка одобрил начинание.

К началу работ состояние здания храма было бедственным: отсутствовали крыша, пол, стены обшарпаны, штукатурка сыпалась, сохранившиеся росписи на стенах реставрации не подлежали. К счастью, сохранились своды. Первым делом требовалось восстановить крышу. Работа закипела, появились первые благотворители, которые выделили денежные средства и строительный материал. Так постепенно, с Божией помощью и стараниями добровольцев, закрыли основную часть крыши, где находятся приделы святителей Димитрия Ростовского и Николая Чудотворца. Затем закрыли крышу коридора и колокольни. Работа не прекращалась даже в тридцатиградусные морозы. С конца 2010 года иерей Василий Яшмолкин, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери села Кузнецово, начал служить в Акашеве молебны.

Далее строители решили возродить один из алтарей храма, сохранившийся лучше других. Так был восстановлен придел святителя Димитрия Ростовского, большинство икон привезли из кузнецовской церкви, некоторые пожертвовали прихожане. Первую Божественную литургию отслужили 7 июля 2011 года, на праздник Рождества Иоанна Предтечи. Тогда же было совершено освящение источника. Вторая Литургия состоялась в том же году на отдание праздника Воздвижения Креста Господня, в этот день был установлен и купол с крестом. Третья Божественная литургия была совершена отцом Василием 6 июня 2012 года, в праздник Обретения главы Иоанна Предтечи, также состоялось освящение поклонного креста на источнике.

С каждым богослужением прихожан становится все больше и больше. Это жители деревень Шуарсола, Люперсола Советского района, Малое Акашево, Томшарово, Ятманово, Яшмаково и п. Юбилейный Медведевского района. Верующие рады тому, что наконец-то восстанавливается храм, рядом с их деревнями будут проходить богослужения. В церкви можно будет исповедоваться и причащаться, обращаться за церковными требами. А ведь многие из жителей этих деревень много лет не посещали богослужений, не говоря уже об исповеди и причащении. Они только-только начинают свое воцерковление, воцерковление детей и внуков.

Примерно в пятистах метрах от храма находится источник во имя Иоанна Крестителя. Там воздвигнут поклонный крест, благодаря умельцам-строителям получившийся большим и величественным.

Предстоит большая работа по восстановлению церкви. Службы в настоящее время совершает протоиерей Сергий Кожевников. Верим, что с возрождением храма возродится село, и многие люди обретут спасение.