Публикации
Под покровительством апостола и евангелиста 4441
Из истории Иоанно-Богословского храма села Масканур
Церковный приход в селе Масканур Уржумского уезда Вятской губернии был открыт в 1845 году. В 1851 году здесь, на возвышенном и живописном участке левобережья реки Малая Толмань, было начато строительство каменной церкви, которое продолжалось 8 лет. В 1859 году храм был полностью завершен и освящен в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь имела один престол, пять глав и трехъярусную шатровую колокольню. Первыми священнослужителями в ней стали иереи Келсий Емельянов и Неофит Янкевский, служившие в 1845-1863 годах, и сослуживший им диакон Василий Попов. Кроме вышеупомянутых клириков, до революции в селе Масканур в разные годы служили священники Василий Тихвинский, Евфимий Ивановский, Иоанн Поршнев, Сергий Блинов, Виктор Верещагин, сослужили им диаконы Николай Арсеньев, Феодор Ермолин, Михаил Сушков, Иоанн Хорошавин.
До революции масканурский приход считался довольно большим и состоял из 38 селений. По данным 1915 года, на его территории проживали 5945 человек. Для окормления такого количества верующих к церкви были приписаны два священника, диакон и два псаломщика. Помимо совершения богослужений и треб, духовенство преподавало в школах, которых на территории прихода было пять. Четыре из них относились к Министерству народного просвещения, одна была земской. Для просвещения прихожан при храме имелась довольно большая библиотека, насчитывавшая 342 книги.
Как и многие другие приходы Русской Православной Церкви, масканурский приход активно занимался благотворительной деятельностью. Прихожане отчисляли денежные средства в пользу православных церквей Российской империи, на восстановление Православия на Кавказе, на распространение Православия между язычниками империи, в пользу храма Гроба Господня в Иерусалиме, на улучшение быта православных паломников в Палестине, сооружение церквей и школ в Туркестане, на больных и раненых воинов.
Октябрьская революция 1917 года не принесла заметных изменений в жизнь Иоанно-Богословского храма. Первое серьезное потрясение верующие испытали в 1922 году, когда советская власть под предлогом помощи голодающим Поволжья начала изъятие церковных ценностей. Специальная комиссия изъяла у прихода 2 оклада с Евангелий, 2 напрестольных креста, Потир, дискос, звездицу, лжицу, тарелочку, Дароносицу, кадило, лампады, общим весом в 8 фунтов 93 золотника. В первые годы советской власти масканурский приход находился в составе Уржумского викариатства Вятской епархии, а с 1926 года входил в Краснококшайское Православное церковное управление староцерковников, созданное с целью противостояния распространявшемуся обновленчеству. В дальнейшем община Иоанно-Богословского храма находилась в подчинении епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии, и оставалась верной канонической церковной власти вплоть до самого закрытия церкви.
Страшной страницей в истории храма святого апостола Иоанна Богослова стали 1930-е годы. Именно в это время на священников, служивших в Маскануре, обрушились репрессии со стороны государства. Первым из местных священнослужителей за веру пострадал иерей Симеон Даниилович Юферев. Свое служение в Маскануре отец Симеон начал в 1929 году, показал себя исповедником Православия и самоотверженным пастырем. В 1933 году возглавляемые отцом Симеоном прихожане решительно выступили против закрытия своего храма, что в то время было рискованно. Верующие отдавали себе в этом отчет и готовились пострадать за Христа. «Хоть нас убейте, а церковь закрывать мы не дадим»,— говорили некоторые из них в сельсовете. В итоге храм удалось отстоять, но 5 ноября 1933 года священник Симеон Юферев был арестован. Ему инкриминировались враждебное отношение к советской власти и распространение провокационных слухов. На допросе 16 ноября 1933 года отец Симеон виновным себя не признал. Тем не менее 27 января 1934 года он был приговорен к трем годам лишения свободы.
Вернувшись из заключения в 1936 году, батюшка служил в Серафимовском храме села Токтамыш Сернурского района, а 24 марта 1937 года епископ Леонид (Антощенко) назначил его на служение в Масканур. В условиях гонений за веру отец Симеон призывал терпеть скорби, не отходить от Бога и Его Церкви, вести молитвенную жизнь, побуждал верующих читать духовную литературу. По воспоминаниям родственников, батюшка предвидел свою судьбу, но не оставил служения. 29 сентября 1937 года он был вновь арестован по ложному обвинению в контрреволюционной агитации против политики партии в деревне, распространении слухов о предстоящей войне и смене в ходе нее власти. На двух допросах отец Симеон своей вины не признал. 8 октября 1937 года на заседании тройки НКВД по МАССР он был приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение 14 октября 1937 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
После ареста отца Симеона в 1933 году священническое место при Иоанно-Богословской церкви осталось вакантным. В 1935 году в Масканур был назначен иерей Стефан Поликарпович Куклин. Батюшка призывал верующих посещать храм Божий, вести молитвенную жизнь, распространял среди односельчан духовную литературу. 29 сентября 1937 года отец Стефан был арестован, его ложно обвиняли в контрреволюционной агитации, направленной против политики партии в деревне, распространении слухов о скорой войне и смене в ходе нее власти. Своей вины батюшка не признал, но решением тройки НКВД по МАССР от 8 октября 1937 года был приговорен к десяти годам заключения, где и скончался 28 февраля 1942 года.
22 февраля 1939 года церковь в Маскануре была закрыта, здание храма использовалось затем под зернохранилище. Однако расчет властей, сделанный на то, что без церкви местные жители забудут православную веру, не оправдался. 23 июля 1946 года к уполномоченному по делам РПЦ при Совмине СССР поступило заявление от верующих села Масканур с просьбой вернуть им здание храма. Всего за открытие церкви в честь апостола Иоанна Богослова свои подписи поставили 1426 жителей 30 деревень Новоторъяльского района. Поскольку других действующих храмов в округе не имелось, власти пошли навстречу желанию верующих. 24 декабря 1946 года разрешение на открытие церкви было подписано Советом по делам РПЦ при Совнаркоме СССР.
Восемь лет службы в качестве зернохранилища не прошли для церковного здания бесследно: отсутствовали стекла, нуждались в починке печи, был утерян иконостас. Сразу же после ремонта в церкви начались богослужения. Первым настоятелем храма после его открытия стал иерей Александр Львов, прослуживший здесь в 1947-1950 годах. В последующие годы в Маскануре служили священники Симеон Аверьянов, Сергий Алмазов, Серафим Светозарский, Георгий Желанкин, Филимон Тюлькин, Михаил Кукушкин.
В 1960 году, в рамках хрущевской компании по борьбе с религией, местные власти предприняли попытку закрыть масканурский храм. Первоначально уполномоченный при Совмине МАССР стал требовать, чтобы богослужения совершались только ночью, а 30 июля 1960 года своей властью он отстранил настоятеля храма Сергия Алмазова от должности и закрыл церковь. В это же время в районной газете «Ударник» вышла статья, где от имени населения заявлялось о ненужности храма.
Верующие были вынуждены обратиться в вышестоящие инстанции, прося защиты от незаконных действий уполномоченного. Они указывали, что статья в газете является клеветнической, поскольку основывается на заявлениях членов КПСС, не верящих в Бога. В итоге прихожанам удалось отстоять храм и богослужения в нем не прерывались до настоящего времени.
В наши дни настоятелем церкви в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова является игумен Феодор (Соловьев). На территории прихода около деревни Бахтино действует святой источник в честь великомученика и целителя Пантелеимона. По сохранившемуся преданию, один из первых священнослужителей масканурского храма, будучи в возрасте, страдал от болей в ногах. Однажды он пришел на источник, который вытекал из-под горы возле деревни Макаренки (ныне — Бахтино), опустил ноги в воду и исцелился. А так как это происходило 9 августа, в день памяти великомученика Пантелеимона, то источник был назван его именем. По рассказам старожилов, люди не раз испытывали на себе целебные свойства здешней воды.
Два раза в год, на Крещение и 9 августа, в день Пантелеимона-целителя, священнослужители устраивают крестный ход к святому источнику. Сотни паломников участвуют в этом шествии. Люди приезжают со всей Республики Марий Эл, ближайших деревень Кировской области и даже других регионов России. После молебна с водосвятием многие стремятся набрать холодной родниковой воды и облиться ею. В 2002 году на средства местных жителей здесь была сооружена часовня и устроены две купальни — мужская и женская.
Храм в селе Масканур продолжает служить домом молитвы, где верующие обращаются к своему небесному покровителю, святому апостолу Иоанну Богослову. И живым свидетельством предстательства апостола Иоанна служит судьба самого храма, уцелевшего среди многообразных бедствий XX столетия.