Публикации

В Марий Эл свои святые появились 16 лет назад 205

9 октября 2018г.
Автор: Наталья Кулишова, газета Марийская правда

Первые местночтимые святые в Марий Эл были прославлены 16 лет назад – в 2002 году.

Кто и как прославляет человека в лике святого – об этом мы беседуем с сотрудником Комиссии по канонизации святых Йошкар-Олинской и Марийской епархии, диаконом Дмитрием Смирновым

МОЛИТВЕННАЯ СВЯЗЬ – НА ВРЕМЯ?

- Отец диакон, часто, желая подчеркнуть чьи-либо человеческие достоинства, мы говорим: «Он – святой человек». А кто на самом деле является святым?

- Святой человек – тот, кто прожил богоугодную жизнь. В принципе у Бога святых огромное количество. Другое дело, что реальное свидетельство святости человеческой жизни проявляется не у многих. Поэтому с древнейших времен Церковь считала святыми в первую очередь мучеников за веру. Самые первые - ранние христианские святые, включая апостолов. Они широко почитаются до нашего времени.

Мы обращаем к святым молитвы, пишем их иконы. Так поддерживается молитвенная связь между церковью нашей земной и церковью небесной, которая существует вместе с Христом.

- Но, согласитесь, часто у современных верующих потребительское отношение к святым: помолись обо мне, чтобы то-то и то-то…

- Эта проблема, действительно, существует, когда людям нужен от Бога какой-то конкретный эффект, а не постоянная связь, не любовь и не единение. Точно так же – отношение к святым, когда к ним обращаются в какой-то конкретной ситуации, а в остальное время забывают. Этого, конечно, не следовало бы делать.

Тем более что у каждого человека есть свой святой: в православной традиции при крещении человеку нарекается его христианское имя (обычно то, которое он носит) в честь какого-либо святого. Хотя, конечно, у каждого из нас может быть много святых покровителей.

СОВРЕМЕННЫЕ «КАНДИДАТЫ»

- Отец Дмитрий, святые, которые почитаются с древних времен, ни у кого не вызывают вопросов. Иное дело с теми, кого святыми признают сегодня. Кто определяет «кандидатов» и их святость?

- В наши дни существует Комиссия по канонизации святых Московской Патриархии, которая выдвинула вполне четкие критерии для оценки жизнь человека. И в первую очередь рассматриваются те, кто пострадал во время гонений на Церковь в 20-30-е годы прошлого столетия.

- А если бы репрессий не было?

- Не было бы и новомучеников. Но прославлялись бы другие святые. Как, например, та же блаженная Матрона Московская. Но, повторюсь, это намного сложнее, чем с пострадавшими за веру. Один факт кончины уже позволяет рассматривать их как кандидатов для прославления в лике святых.

- Неужели все так просто?

- Нет, конечно. Подчеркну, в наше время выдвинут еще ряд требований: человек не должен был быть в расколе (20-е годы – время расколов), у него должна быть безупречная биография (а бывают люди с весьма сомнительными). Следующий важный критерий - поведение на допросах во время следственных действий: первое - он не должен ни на кого давать показания; второе – не должен признавать вину (если признал, значит, пострадал как преступник, тогда ни о каком мученичестве за Христа речь не может идти!).

МАРИЙСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ

- Как и когда в нашей епархии появились свои новомученики?

- Комиссия по канонизации Йошкар-Олинской и Марийской епархии была создана в 1999 году. Начали со священнослужителей, осужденных по 58-й политической статье, их имена перечислены в Книге памяти жертв политических репрессий.

Первыми были прославлены в лике святых: священномученик Леонид, епископ Марийский; священники Адриан Троицкий из села Сурты и Михаил Березин из Кузнецово Горномарийского района. Синод постановил прославить их в лике святых 17 июля 2002 года, а торжественное богослужение состоялось 19 сентября в Мироносицком монастыре.

И это уже стало традицией: акты прославления всех наших последующих марийских святых, а всего их шесть, проходили именно 19 сентября в Ежовском Мироносицком монастыре.

- Где и с какими документами вы работаете?

- Со следственными делами, а также церковными дореволюционными документами. Обычно это фонды духовных консисторий, хранящиеся в архивах Йошкар-Олы, Казани, Кирова и Нижнего Новгорода.

Большой интерес представляют документы советского периода: разных советских учреждений. Например, Мароблисполкома, где имеются переписки по церковным приходам и постановления о закрытии церквей.

Все это огромный пласт документов, который приходится поднимать. Но и этого недостаточно, мы собираем устные свидетельства. Хотя в настоящее время сложнее, чем в 90-е годы, когда еще были живы многие, кто помнил тех священников. Поэтому и прежде, и сейчас организовываются поездки и беседы со старожилами.

ДОЛГАЯ ЛЮДСКАЯ ПАМЯТЬ

- Удается что-то найти?

- Да, люди многое помнят, причем иногда такие вещи, которые никоим образом не могли быть отражены в документах. Или даже представляют альтернативную версию событий, потому что не все написанное в документах, как мы знаем, является правдой. Особенно это касается следственных дел, где духовенство часто обвиняли огульно.

Хотя были у нас и факты, когда мы тратили несколько лет на изучение человека, а потом вынуждены были от него «отказаться».

- Приходилось ли отыскивать родственников?

- Это одна из основных наших задач - установить связь с родственниками. Так мы вышли на родственников священномученика Сергия Стрельникова из Оршанки, Николая Рюрикова из села Владимирское. И они приезжали в республику, когда прославляли их дедушек.

Но особенно ценны родственники тем, что у них могут сохраняться очень важные для нас домашние архивы: дневники, письма, фотографии. В частности, родственники священномученика Анатолия Ивановского передали нам дневник, который он вел, находясь под арестом в Уржуме.

ИСТОРИЯ – В ЛИЦАХ

- А как пишутся иконы новомучеников?

- С ними у нас было много приключений, потому что необходимо было найти фотографии людей. Это тоже занимает достаточно много времени и сил. К счастью, у всех наших марийских святых есть снимки. Так что их лики на иконах изображены достоверно. Кроме, пожалуй, священника Сергия Стрельникова: на имеющейся у нас фотографии он молодой, без бороды. А какую носил впоследствии, мы не знаем. И все же, считаем, наши мастера-иконописцы хорошо постарались.

- Чем комиссия занимается сейчас?

- Однозначно ответить сложно. Наша комиссия, помимо прочего, занимается историей епархии. Она необычайно интересная: и довоенные, и послевоенные периоды. В ней много того, что современному человеку может показаться необычным. Например, в Йошкар-Оле живет легенда, что церковь в Семеновке никогда не закрывалась. Но это не так: с 1938 года в ней были магазин и столовая. Ее открыли в 1944 году. А после войны на территории Марийской АССР стали действовать 16 приходов.

Справка «МП»:

Отдел канонизации Йошкар-Олинской и Марийской епархии обращается к читателям «Марийской правды» с предложением поделиться информацией или материалами о жизни священнослужителей, верующих людей, церквей, монастырей, приходов на территории Марий Эл.